Детство Виктора Барбашина прошло в Оренбургской области в селе с необычным названием Зеркло. Как он сам объясняет, оно связано с тем, что во время разлива от сильных дождей окрестности отражали в себе бездонную небесную синь с плывущими над степью облаками.
Родители работали в колхозе. Отец Сергей Назарович – участник Великой Отечественной войны – с 1941 по 1943 бил фашистов, будучи вторым номером расчёта противотанкового ружья. На его гимнастёрке было шесть нашивок за ранения. В мирное время многие годы работал ветеринаром. Мать Евдокия Ивановна пекла хлеб. В многодетной семье было шесть детей, и все – парни.
После окончания школы Виктор окончил сельхозтехникум в Оренбурге. Стал техником-электриком. В армии попал в “учебку”, которая готовила электромонтёров-линейщиков по монтажу воздушных линий ЛЭП. После окончания учёбы направили на военный завод. Там и свела его судьба с красивой девушкой Верой, родом из далёкого Забайкалья. Поженились. После службы поехали на родину жены, знакомиться с её родителями.
– Чернышевск мне сразу приглянулся, – вспоминает Виктор Сергеевич. – Покорили простота и душевность забайкальцев. К тому же здесь большой железнодорожный узел, на котором много предприятий. А это стабильная заработная плата, возможность получить хорошее жильё.
Шёл 1973 год. Перед вчерашним солдатом встал выбор: возвращаться обратно в колхоз или остаться здесь. Перетянуло второе. Имея за плечами специальность, устроился на электростанцию в линейный цех электромонтёром по обслуживанию воздушных линий, которая входила в состав Могочинского энергоучастка.
Занимались дооснащением опорного хозяйства. Деревянные опоры укрепляли железобетонными балками. Одновременно реконструировали трансформаторные подстанции.
Здесь-то и пригодился пусть небольшой, но памятный армейский опыт строительства воздушных и кабельных линий. Старшим товарищам сразу понравился улыбчивый, скромный, толковый парень. Так, быстро и незаметно, Виктор влился в новый для него рабочий коллектив.
Несмотря на погоду, зимой – в жгучие морозы, отогревая землю пожогами, летом – под палящими лучами солнца, отбиваясь от бесчисленных паутов, вручную долбили и копали котлованы под опоры.
В 1975 году бригада чернышевских линейщиков-энергетиков была признана министерством путей сообщения в числе лучших на сети дорог. В том же году молодая семья Барбашиных получила квартиру в новом благоустроенном пятиэтажном доме.
Модернизация Забайкальской железной дороги велась с широким размахом. Её инфраструктура менялась буквально на глазах. Виктор Барбашин был в числе тех, кто активно занимался строительством воздушной линии для электроснабжения устройств СЦБ и жилого сектора железнодорожных станций на участке от Укурея до Могочи. Был сформирован новый цех – ремонтно-ревизионный, для обслуживания оборудования резервных пунктов питания и электростанций, а также цех для текущего ремонта масляных выключателей и релейной защиты.
Специалистам всех категорий требовались новые знания. Виктор успешно прошёл курсы повышения квалификации в Читинской дорожной технической школе. Его перевели электромонтёром по обслуживанию маслонаполненного оборудования. Поступил на заочное отделение Читинского железнодорожного техникума. Свой дипломный проект защитил на “отлично”. Его назначили руководителем ремонтно-ревизионного цеха.
Памятным этапом в своей биографии Виктор Барбашин считает электрификацию участка Карымская – Шилка. Работа была очень напряжённой, но интересной. Никто не считался с личным временем. Чаще, чем дома, приходилось находиться на перегонах, обходясь, скажем так, спартанскими условиями быта. Но никто не роптал, не жаловался. Наверное, все понимали важность совершаемых ими дел, испытывали при этом гордость за свою дорогу, за то, что Забайкальская совсем скоро станет ничуть не хуже западных стальных магистралей страны.
– В срочном порядке мы готовили поступающее оборудование для тяговых подстанций и передавали его монтажникам, – вспоминает Барбашин.
…Знаменательной вехой для всех чернышевских энергетиков, конечно же, стал 1988 год – год создания дистанции электроснабжения, ЭЧ-11. Как опытного производственника, Виктора Сергеевича назначили инженером по охране труда. Он рассказывает:
– На участке Укурей – Ксеньевская ещё только стояли опоры для фундамента тяговых подстанций, а в дистанции уже готовили работников основных профессий. Начинали практически с нуля. Беседы сменялись демонстрацией учебных фильмов, техзанятия по теории закреплялись практическими заданиями. Между станциями электрифицируемого участка курсировал вагон охраны труда ЭЧ-11, имеющий необходимые макеты и муляжи для обучения начинающих специалистов опасной и сложной специальности электромонтёра контактной сети и тяговых подстанций.
В 1996 году Виктор Барбашин был назначен заместителем начальника дистанции по энергетике. В этой должности он проработал до самой пенсии. Тогда, в середине 90-х, началась организация монтажа оборудования тяговой подстанции Сбега – на тот момент единственной подстанции, пока ещё находившейся на нулевом цикле развития. Результат вложенного труда не заставил себя ждать. На следующий год Барбашин представлял команду подстанции в дорожном конкурсе профессионального мастерства, в котором сбегинцы заняли первое место.
В период электрификации он активно участвовал в пусконаладочных работах на подстанциях, приёмке поступающего оборудования, которым комплектовались монтажные организации. Являясь наставником молодёжи, свой богатый опыт щедро передавал молодым работникам, которые сейчас успешно трудятся на предприятии, продолжая тем самым эстафету старших товарищей.
Должность заместителя по энергетике достаточно трудоёмкая и хлопотливая. Виктор Сергеевич курировал пять подстанций, район электрических сетей, ремонтно-ревизионный участок, много времени при этом уделяя вопросам охраны труда и эксплуатационной деятельности подведомственных цехов, укреплению трудовой дисциплины. На него было возложено делопроизводство при организации обучения персонала правилам гражданской обороны и действий в чрезвычайных ситуациях, подготовка молодых специалистов и рабочих кадров, проведение техзанятий и семинаров в подразделениях дистанции, разработка программ повышения производительности труда. Тактичность и доброжелательность, помноженные на строгость и требовательность – такое сочетание черт характера, наверное, и должно быть присущим настоящему руководителю.
Инициативный и дисциплинированный работник, грамотный специалист, умелый и целеустремлённый организатор, преданный своему делу, наконец, просто уважаемый человек – так отзываются о своём коллеге-ветеране его товарищи.
С огромной благодарностью Виктор Барбашин вспоминает своих наставников Бориса Ермолина, Владимира Тонких, Александра Половинко, Александра Кузьмина, Анатолия Саломатова.
Они обучали его не только профессиональному мастерству, но и уважительному отношению к людям, умению быть справедливым и требовательным к своим подчинённым.
За высокие показатели в работе Виктор Барбашин поощрён Почётной грамотой министерства транспорта РФ, знаком “За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет”, знаком “Почётный железнодорожник ОАО “Российские железные дороги”.
Как раньше говорили, его можно считать человеком с активной жизненной позицией. В своё время он избирался депутатом районного Совета, председателем профкома дистанции.
Сам Барбашин считает, что в его успехах немалая заслуга любимой и любящей супруги Веры Яковлевны, которая тоже отдала железной дороге три десятка лет. Трудилась в дистанции пути, детсаде железнодорожного ведомства, дистанции электроснабжения. С нею они вырастили и воспитали четверых детей: сына и трех дочерей. Сын Дмитрий выбрал профессию отца, продолжив семейную династию. Работает в ЭЧ-11 электромонтёром по обслуживанию маслонаполненного оборудования.
В июле Виктор Сергеевич отметил 60-летний юбилей. Его моложавый внешний вид совсем не соответствует этому возрасту. Сказывается приверженность здоровому образу жизни.
После недавнего выхода на пенсию Виктор Барбашин планирует этой осенью съездить на малую родину, проведать братьев.
Прикипел я к Забайкалью... Бывало, погостишь в Оренбуржье, и начинает тянуть обратно, – с улыбкой признался Виктор Сергеевич. – Здесь для меня вторая родина.
Автор: Юрий Мартыненко
Forum with id 24 is not found.