Первыми, кто оказался на месте трагедии, были электромеханики Красноярской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-12) Николай Иванов и Евгений Гоман.
31 августа в 14.40 Николай Иванов вместе с коллегами Евгением Гоманом, Александром Бакулиным и Дмитрием Карловым в северной части перегона Минино – Бугач готовили в зиму напольные устройства, устраняя замечания по дефектным ведомостям.
Эсцебисты красили шкафы, расшивали перемычки, вносили изменения в схему. Вдруг они услышали громкий хлопок и увидели падающего с моста человека. А также ватагу убегающих подростков, преимущественно девчонок.
Мост находился в 150 – 200 метрах от них на пересечении двух железных дорог. Здесь, в районе Бугача, одна ветка идёт по мосту на Красноярск-главный, а вторая под мостом на Красноярск-Северный. Над мостом на расстоянии 50 – 70 сантиметров – два провода. Верхний контактный – под напряжением 27 тыс. вольт.
Как пострадавший попал на технический мост и зачем полез на территорию, огороженную колючей проволокой и снабжённую предупреждающей об опасности табличкой, задумываться было некогда. Николай и Евгений первыми бросились к месту происшествия.
Упавший с семиметровой высоты на бетонную плиту мальчишка лежал прямо в железнодорожной колее. Обгоревшие рукава куртки, джинсы от коленей будто прострелены...
Решение нужно было принимать в считанные секунды. Главное, убрать ребёнка из опасной зоны, ведь в любой момент может появиться поезд. А если у мальчика переломы, повреждения позвоночника? А ведь после термического ожога нельзя не только накладывать шины, но даже двигать пострадавшего. Какая из опасностей страшнее?
– Мы с Евгением осторожно взяли мальчишку на руки, а Александр по телефону сообщил о случившемся дежурной по станции и позвонил в скорую, – вспоминает подробности того дня Николай. – Диспетчер скорой сказал выносить человека на ближайшую улицу, поскольку за-труднился определить наше местоположение. А нести нужно было метров 200.
Время было дорого, и парни решили самостоятельно везти на эсцебистской «дежурке» пострадавшего в больницу. Места в машине хватало лишь для одного сопровождающего. Работники с максимальной осторожностью уложили дрожащего и стонущего, находящегося в шоковом состоянии мальчика на колени Николаю.
Всё это – от падения с моста до прибытия в БСМП – заняло меньше 20 минут. Но на последнем этапе спасательной операции у Николая неожиданно возникла проблема – медики в приёмном покое не спешили принимать пострадавшего. Пришлось даже проявить напористость.
С того дня прошло две недели. Со спасённым «экстремалом» электромеханики пока не виделись. Звонили в ожоговый центр. Узнали, что мальчик находится в реанимации.
– Видно, мальчишка в рубашке родился, – размышляет Николай. – Такое напряжение может на расстоянии двух метров пробить через воздух. Однажды в армии на моих глазах при подобных обстоятельствах человек обуглился. Но мальчик, по всей вероятности, задел провод кепкой и замкнул цепь на землю. Похоже, он полз на четвереньках, поэтому ток прошёл по рукам и ногам, и это оказалось спасительным.
Прикипевшие к проводам кепку и сумку вскоре сняли прибывшие энергетики.
– Наши парни в экстремальной ситуации не растерялись, – говорит старший электромеханик ШЧ-12 Павел Коваль. – И это не случайно. Коллектив у нас очень хороший – грамотные специалисты и вообще толковые ребята.
– 29-летний Николай работает на посту ЭЦ уже с десяток лет, – характеризует подчинённого и.о. начальника по кадрам Ольга Красавина. – Он отслужил в батальоне охраны штаба Северо-Кавказского военного округа. Положительный парень, всегда опрятный, хорошо воспитанный, приятный в общении.
Евгений Гоман трудится в ШЧ-12 меньше года. Пришёл на предприятие после окончания ОмГУПСа и службы в армии.
– Я вырос в Кемеровской области. Все мои родственники – железнодорожники. И они с малолетства внушили мне, что с «железкой» шутки плохи, – говорит Евгений. – В детстве я ходил через пути на рыбалку. Но дед меня учил, как соблюдать осторожность – ни в коем случае не наступать на рельсы и стрелки, да и многому другому. Но не помню ни одного случая, чтобы в школе нам объясняли, что дорога – зона повышенной опасности. Теперь в школе есть предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», и, думаю, там нужно целую главу посвятить этой теме.
Парни считают, что ничего особенного в их поступке нет, полагая, что каждый на их месте поступил бы точно так же.
Впрочем, на деле оказалось, что не каждый. В тот момент, когда произошло ЧП, неподалёку от работающих эсцебистов на поляне, что находилась намного ближе к мосту, сидел мужчина. Он мог вдвое быстрее оказаться около мальчишки. Однако мужчина встал, несколько раз прошёлся взад-вперёд, но к месту происшествия так и не двинулся.
– Ведь это так несложно – проявить участие, – недоумевает Евгений. – Предложить человеку помощь недорого стоит, а для оказавшегося в беде это может стать единственным шансом. Ты сам можешь оказаться в подобном положении. Как-то в начале лета вижу на трассе ДТП, и рядом – женщина с ребёнком. Машины проезжают мимо. Я остановился, предложил довезти, куда им нужно. Они были очень тронуты. Прошло немного времени, и у меня самого вдалеке от города заглох автомобиль. А со мной жена и двухлетняя дочка. Вдруг возле нас останавливается автомобиль, и водитель предлагает подбросить моих спутниц до дома. Видимо, действительно, как показано в одном популярном фильме, в жизни происходит круговорот добра.
На посту ЭЦ станции Бугач, где состоялась наша встреча, висят плакаты по пожарной и производственной безопасности. Многие годы здесь также был плакат об оказании первой медицинской помощи. Не вернувшись на своё место после ремонта, он всё же выполнил своё предназначение.
– После работы под впечатлением от пережитого я рассказал о случившемся другу, – признаётся перед моим уходом Евгений. – Говорю: «Как думаешь, этот пацан выживет?» «Конечно, выживет!», – отвечает друг. – «Не зря же вы оказались рядом».
Автор: Надежда Морозова