Первый свой рабочий день на железнодорожном транспорте монтёр пути Борис Никонов помнит как сейчас.
– Это было 18 ноября 1993 года, – рассказывает Борис Николаевич. – Зима в тот год выдалась ранняя. Снег, мороз – минус 18 градусов. Бригадир говорит мне: «Новенький, пошли со мной!» Я ещё подумал тогда: куда меня ведут?
Бригада путейцев меняла на перегоне дефектный рельс. Но созерцать работу монтёров новобранцу было некогда. Вертелся, как юла: «Новенький, дай то, новенький, дай сё!»
– Подай ключ Р-50, – кричит мне один из монтёров. А я и знать не знаю, что это такое, – вспоминает Борис Николаевич.
Было это на 20-й дистанции пути Куйбышевской железной дороги, куда Никонов устроился монтёром пути. Первое время было тяжело.
– До этого я работал на Саранском механическом заводе. Вот и представьте себе: из тёплого цеха – на студёну улицу.
Таков уж путейский хлебушек. Зимой – морозы, летом – зной. А ещё дожди. На перегоне и укрыться-то негде. И работу выполнять надо: время не ждёт.
– Первый период пришлось особенно тяжко. Бывало, к вечеру всё тело ломило от физической нагрузки, болели руки. А утром – опять на работу. Одно время даже хотел уволиться, – рассказывает Борис Никонов. – А потом стало легче: свыкся.
А ведь паренёк он был деревенский, к физическому труду привычный. У родителей было большое хозяйство, держали скотину, кур. Борис и его два брата с малых лет помогали по дому. Да и пареньком он был энергичным: зимой лыжи, коньки, санки, летом – велосипед. Занимался лёгкой атлетикой. За плечами у 30-летнего Бориса к тому времени уже была и служба в армии, в Военно-воздушных войсках.
– На железную дорогу меня привели тяжёлые времена. На заводе прошли массовые сокращения. Да и платили на магистрали в три раза больше, – говорит Борис Николаевич. – Конечно, была материальная заинтересованность. А ещё – романтика: поезда! Как бы то ни было, я ни о чём не жалею. Ну да, работа тяжёлая... Манна с небес не падает.
Борис Никонов застал ещё женские бригады путейцев.
– Видел, как женщины забивают костыли. Причём так, что фору дадут любой мужской бригаде.
Через 10 лет Никонов перевёлся на Московскую железную дорогу, на Московско-Рязанскую дистанцию пути, куда его сманили приятели-монтёры, с которыми он вместе работал.
– Взяли разовые билеты, поехали в Москву, на разведку. Начальник отдела кадров тогда был в отпуске, – вспоминает Никонов. – Нам сказали: позвоните через две недели. Я позвонил. В кадрах – сразу: «Вы нас устраиваете. Приходите», а на прежней работе: «Если уйдёте, обратной дороги нет».
На новое место работы Борис Николаевич вышел, он как сейчас помнит, 1 сентября 2003 года: в следующем году у него будет круглая дата – 20 лет путейского стажа.
Первая вахта была на следующий день, на станции Куровская. Там производилась выправка пути.
– Путь там лежал на асбесте. Это здесь мы работаем шпалоподбойками, а там – суфляжными лопатами, практически вручную, – замечает он.
Впрочем, Никонова трудности не страшили: как-никак за плечами 10 лет монтёрского стажа. Позднее он был направлен на четвёртый участок, где и трудится по сей день.
Сейчас он монтёр пути пятого разряда, можно сказать, наивысшего (шестой и седьмой разряды – у бригадиров), в бригаде №3, которая занимается неотложными работами.
– Я не карьерист. Считаю, что я на своём рабочем месте. А разряд и должности – не самое главное в жизни, – говорит Борис Николаевич.
В этом году на конкурсе профессионального мастерства монтёров пути Московской железной дороги Борис Никонов стал победителем.
Когда Никонов узнал, что его делегировали на конкурс, сначала растерялся. Подошёл к дорожному мастеру: я, мол, практик, никаких специальных путейских курсов не заканчивал. А защищать честь дистанции на дорожном смотре профессиональных сил – большая ответственность. На что ему ответили: «Мы в тебе уверены. Ты не подведёшь!»
Это ещё больше смутило Никонова: в него верят, на него надеются. А значит, подвести своих коллег и руководителей он просто не имеет права. К конкурсу Борис Николаевич готовился основательно. Проштудировал много специальной литературы, перечитал последние инструкции.
Во время конкурса Никонов волновался.
– Когда начали объявлять итоги, сердце в груди бешено колотилось, – рассказывает Борис Николаевич. – Думал, буду где-нибудь по серёдке, ближе к концу... А зачем себя переоценивать?
Третье место, второе... Первое место – и его фамилия. От волнения Борис Николаевич даже уронил памятный флажок с эмблемой конкурса.
Потом, когда уже отошёл от шока, позвонил своим родным, принимал поздравления... А сразу по окончании конкурса помчался на свой участок: работа не ждёт! А в период летнего ремонтного сезона каждый штык на счету.
Диплом за победу в дорожном конкурсе профессионального мастерства среди монтёров пути Никонов отнёс домой, повесил на стену.
– Супруга, когда к нам приходят гости, всегда его показывает. И очень гордится, – рассказал он. – Я рад: значит, не напрасно жизнь прожил…
– Бориса Николаевича мы делегировали на дорожный конкурс по результатам конкурса, прошедшего у нас, в дистанции. И в своём выборе не ошиблись, – прокомментировала ведущий инженер по подготовке кадров Московско-Рязанской дистанции пути Евгения Габова.
А ещё он опытный наставник, который щедро делится с коллегами своими профессиональными секретами. Многие его «протеже» становились затем бригадирами, дорожными мастерами...
Коллектив, где трудится Борис Никонов, – дружный. Костяк сформировался давно. Все – опытные путейцы со стажем работы не менее пяти лет. Монтёры Василий Азаренко, Николай Апухтин, Михаил Елфимов... Все трудолюбивы. Настоящие работяги. На каждого можно положиться и надеяться, как на самого себя.
– Ребята инициативные, работают на совесть. Их не надо просить и повторять одно и то же по нескольку раз, – так характеризует коллег по работе Борис Никонов. – Они у нас своего рода заводилы. И другие, глядя на них, не хотят отставать… Человека видно сразу. А вообще настоящими путейцами становятся после года работы.
Борис Николаевич – ветеран труда. А ещё почётный донор России. 65 раз он сдавал кровь. Как шутят его друзья, он пролил крови, как на фронте.
Мастер на все руки. Так говорят о таких, как Борис Никонов. К нему за помощью часто обращаются знакомые и друзья. Знают, что он безотказный. Надо поменять сантехнику – пожалуйста. Сделать внутреннюю отделку квартиры – да запросто. Сломался телевизор – опять зовут Никонова: в своё время он учился на телемастера. Электрик – тоже он. Пожалуй, нет такой сферы деятельности, где бы Борис оказался бессильным. И кулинария – не исключение. Может приготовить отменную уху или жаркое. А ещё солит, мочит, вялит, маринует, консервирует...
– Я самоучка. С детства стремился делать всё своими руками. А что вы хотите? Деревенский паренёк, – поясняет он.
Борис Николаевич – постоянно при деле. И свободного времени у него практически нет. Он всегда что-то чинит, мастерит. А ещё родителям надо помочь по хозяйству: вскопать, полить, окучить... Перед Новым годом он купил машину, а наездил с тех пор чуть больше тысячи километров. Один-два раза съездил с друзьями на рыбалку: времени нет. А когда выдаётся свободная минутка, Никонов посвящает её любимому внуку. Бывает, придёт с работы усталый, а внук тут как тут: вывалит игрушки – паровозики, машинки, самолётики. «Дед, давай гонки устроим!» Или зовёт погулять, а там уж и в магазин за мороженым. Ну как тут откажешь?
Про трёхлетнего Женю уже сейчас говорят: «Весь в деда пошёл!» Мальчик подвижный, энергичный. Уже сейчас пытается помогать по хозяйству, например, помыть посуду. А ещё Борис Николаевич – грибник и рыбак. В Саранске, откуда он родом, леса на белые грибы богаты, а реки на карпов и карасей щедры. И к этим своим увлечениям приобщает любимого внука.
Бориса Николаевича редко можно застать у экрана телевизора. Лишь иногда он может позволить себе посмотреть любимые киноленты: «Свадьба в Малиновке», «Бриллиантовая рука», «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя»… А вообще он любит старые добрые советские комедии, фильмы про деревню, военные и революционные кинокартины.
Автор: Ольга Абрамова
Forum with id 24 is not found.