Нужно ли говорить, как непросто вырастить одного, двоих детей, выпустить их во взрослую жизнь честными, порядочными, самостоятельными. А если детей сотни? Невыполнимая задача? Для Александры Тулубенской она оказалась вполне достижимой.
НОУ «Школа-интернат № 1 ОАО «РЖД» г. Котласа – заведение уникальное. И не только тем, что на Северной оно единственное подобного рода, где учатся и живут дети железнодорожников, что расположено в потрясающем здании монументальной сталинской архитектуры, но, в первую, пожалуй, очередь, удивительным коллективом учителей и воспитателей, для подавляющего большинства которых главное – сохранить и приумножить традиции беззаветного служения высокому призванию. Александра Николаевна Тулубенская – ярчайший тому пример.
Всего одна запись в трудовой книжке. 41 год работы в стенах Котласской школы-интерната. А родилась Александра Тулубенская в деревне под Переславлем. Очень любила свою учительницу, и в четвёртом классе, в сочинении «Моя будущая профессия», написала, что тоже хочет стать педагогом. Наверное, от волнения наделала ошибок и получила за «декларацию мечты» обидную «двойку». Хотя и тогда, и потом училась гораздо выше среднего. Учитель вроде бы совершила педагогическую ошибку, во всеуслышание заявив: мол, куда тебе с такой грамотностью – в педагоги. Другой бы на месте маленькой Саши, отплакав своё, навсегда бы забыл о детской мечте. Но девчонка решила – докажу! И доказала. Неплохо окончив школу, поступила в Угличское педагогическое училище. После него попала по распределению в Котлас, в школу-интернат. И убедилась, что не зря проявила упорство и силу характера: она обрела дело всей жизни.
Все эти годы работала воспитателем, сначала в начальных классах, потом в старших (ей предлагали быть завучем, но административной работе предпочла общение с детьми). Поначалу было очень трудно, даже от навалившейся усталости хотела уйти. Да и дома родные обижались, жену и маму почти не видели. Но всё вошло в колею. Хотя и сейчас Александра Николаевна большую часть времени проводит в школе, в семье гармония. Вырастила двух замечательных дочерей. Сделало Александру Тулубенскую замечательным педагогом, наверное, то, что интернатские ребятишки были ей не менее родными, чем свои. Второй мамой она стала не для одной сотни девчонок и мальчишек. Нередко бывало, что становилась многим из них ближе родителей. Кто-то в силу длительного отсутствия, а кто-то и из-за пристрастия к известному пороку отдалялся от ребёнка, а то и отталкивал его от себя.
Немало было тех, кого она, проявляя не только доброту, но, когда надо, крепчайший характер, удерживала от роковых шагов. Вспоминает среди прочих девочку из очень неблагополучной семьи, которая по примеру родителей катилась под откос. Под личную ответственность убедила взять подростка в десятый класс, стараясь без навязчивости, но строго контролировать каждый её шаг. Теперь у выпускницы интерната прекрасная семья, сын-первоклассник и дочь-отличница. При встрече бывшая хулиганка расплакалась: «Не знаю, где бы я сейчас без вас была!». Другую на экзамены тащила силком, девчонка хотела всё бросить. А впоследствии от неё пришла эсэмэска: «Простите меня за всё!».
Ребята, которых она выпустила в большую жизнь, на удивление дружные, держат связь. Хоть и разлетелись в разные края, собираются постоянно, а ведь со дня выпуска прошло более 30 лет. А ещё на счету Почётного работника образования Александры Тулубенской больше, чем у какого-либо педагога интерната подготовленных медалистов.
Александра Николаевна считает, что вокруг неё много талантливой молодёжи, педагогическая смена выросла прекрасная, можно и на покой. Но не может она представить себе и дня без того, чтобы не заглянуть в радостные, грустные, задумчивые, тревожные, весёлые детские глаза.
Андрей Гудаченко, директор школы-интерната, проработавший с Александрой Николаевной не одно десятилетие, говорит, что она может ребёнка тактично, с заботой, провести от понимания к принятию, от него к уважению и в итоге – к любви.
Автор: Владимир Николаев
Forum with id 24 is not found.