До того, как стать машинистом электровоза, Юрий Ефименко работал электромонтером контактной сети и в ремонтном цехе. Именно этот опыт позволяет омскому железнодорожнику раз за разом выявлять в пути следования такие дефекты, на которые обычный машинист не обратил бы внимание, но которые могли бы привести к тяжелым последствиям.
Взгляд контактника
В июле этого года машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Омск Юрий Ефименко, следуя на грузовом поезде по станции Входная, заметил скрытый и трудновыявляемый дефект – скол на обеих «юбках» фарфорового изолятора и обгоревшее заземление. Только по счастливой случайности локомотивная бригада оказалась именно на этом месте и именно в это время.
– У нас была поездка от Московки до Ишима, – рассказывает машинист. – После отдыха мы с моим помощником выехали обратно в Московку. Поезд был прямой, но нас решили «прогнать» по ветке Петрушенко – Входная.
Грузовой поезд №20302 остановился у запрещающего маршрутного сигнала на 4-м главном пути станции Входная. Вдруг Юрий почувствовал что-то неладное.
– Что же вас так насторожило? – спрашиваю его.
– Когда начал тормозить, понял, что с анкерной опорой контактной сети какие-то проблемы.
– А как умудрились разглядеть дефект на таком расстоянии?
– Я же раньше два года проработал на контактной сети, так что глаз у меня наметанный.
Но помимо «наметанного глаза», два года работы электромонтером контактной сети дали Юрию Ефименко неоценимые знания в этой области. Поэтому, когда он остановил электровоз и увидел, что на фарфоровом изоляторе одной из опор откололись обе «юбки», да еще рабочее заземление оказалось обгоревшим, то понял, что этот дефект может привести к трагедии.
– Обнаруженное повреждение – очень серьезное. Оно могло привести к падению фиксатора в габарит подвижного состава и отказу в работе системы энергоснабжения, – говорит о выявленном дефекте ревизор службы электрификации и электроснабжения Александр Литвишко.
Последствия могли быть самые печальные
Как сказал сам машинист, такого повреждения он еще не видел. Обычно, если «юбка» отлетает, то все равно остается около 5 мм фарфора у основания, а здесь было голое железо.
Скорее всего, эти повреждения произошли во время грозы, как раз случившейся в то время в Омске. Видимо, от сильнейшего скачка напряжения на изоляторе поотлетали «юбки», и на опору пошли все 3 тыс. вольт. Как раз для таких случаев и предназначено рабочее заземление опоры – трос цепляется за рельс, и в подобной ситуации на подстанции в течение нескольких секунд отключается напряжение.
Вероятно, что так оно и было в нашем случае, однако заземление тоже обгорело. Причем полыхнуло так, что на бетонной конструкции осталось черное пятно. Поэтому, когда напряжение снова дали, заземления уже не было, и сама опора оказалась под напряжением.
– Это значит, что в радиусе 10 метров возникло шаговое напряжение, и любой проходящий там человек мог получить удар током, – говорит о возможных последствиях Юрий Ефименко.
Рядом с опорой мог оказаться путеец или контактник, или же помощник машиниста, который в случае остановки из-за поломки электровоза должен обойти его и осмотреть. А буквально в 50 метрах от опасного места находится остановочная платформа, где в то время были пассажиры.
Страшно даже представить, чем это все могло закончиться, если бы машинист вовремя не увидел это повреждение. Он сразу же связался с дежурным по станции Входная и доложил о случившемся. Также Юрий Ефименко предупредил о повреждении заместителя начальника станции и заместителя начальника депо по безопасности и еще раз удостоверился, что 4-й путь перекрыт для движения. Через пару часов дефект был устранен.
Знания лишними не бывают
Этот случай для Юрия Ефименко отнюдь не единичный. Наоборот, в омском депо он прославился как раз тем, что не только отлично исполняет свои непосредственные обязанности, но и довольно часто подмечает вот такие трудновыявляемые дефекты.
– В основном в глаза бросаются неисправности контактной сети, видимо, два года работы электромонтером даром не прошли, – шутит машинист.
– Вспомните, пожалуйста, один из последних таких случаев, – прошу его.
– Из последних... Ну например, во время прибытия на станцию Иртышское на воздушной стрелке заломило лыжу токоприемника моего электровоза, – тут же вспоминает Юрий. – Контактная сеть вся затряслась, я быстро опустил токоприемники, а потом передний поднял и определил, что напряжение есть. Осмотрелся, оказалось, что из воздушной стрелки выпал шплинт. И в этот момент стрелка за лыжу зацепилась и загнула ее. Если бы я вовремя не затормозил, то мог бы «собрать» всю станцию.
Машинист сразу сообщил о случившемся дежурному по станции. Затем осторожно тронулся, опустил токоприемники и проехал опасный участок «ходом», хорошо, что под горку шел. За грузовым составом, который вел Ефименко, прибывала пригородная электричка, он не сорвал график движения поездов.
– Машинисты должны знать хотя бы основные элементы устройства контактной сети, не только один свой электровоз, – уверен Юрий Ефименко. – Иногда, может, даже видят какую-то неисправность, но не придают этому внимания.
Как признается омский машинист, иной раз он фотографирует какой-нибудь дефект контактной сети и показывает своим коллегам. Причем не просто показывает, а объясняет, что это за проблема, к каким последствиям она может привести, как действовать, если заметил такой дефект в пути следования.
Вырасту – буду машинистом
К своей мечте – стать машинистом, Юрий Ефименко шел довольно тернистым путем. Хотя со своей мечтой он определился уже в 5 лет.
– На железную дорогу я пошел благодаря отцу – он проработал энергодиспетчером больше 20 лет, – признается Юрий. – Раньше мы жили за городом, и отец на работу ездил на электричке. Помню, как-то мы возвращались домой, и он взял меня с собой в кабину электропоезда, который вел знакомый машинист.
Можно себе представить, какое впечатление произвело это на мальчугана. В течение всей поездки он не отрывал взгляда от машиниста, следил, что и как тот делает, а напоследок даже подержался за ручку контроллера.
– Все, батя, вырасту – буду машинистом, – пообещал восторженный паренек.
– Ну, давай, сынок, учись, – посмеялся отец, но сам, втайне, обрадовался и даже гордился, что сын в столь юном возрасте захотел пойти по его стопам и стать железнодорожником.
После окончания школы вопрос «Куда пойти учиться?» для Юрия не стоял: документы он подал в местный железнодорожный лицей №23, причем сразу на две специальности: «слесарь по ремонту подвижного состава» и «помощник машиниста электровоза».
После окончания лицея, по совету отца, Юрий поступил на заочное отделение в Омский техникум железнодорожного транспорта, правда, специальность выбрал иную, обучался на энергетика.
– В то время людей с одним только средним образованием на дорогу не принимали, брали со средним или высшим профессиональным, то есть выпускников железнодорожных техникумов или университетов путей сообщения. Так что особого выбора для осуществления моей мечты у меня и не было, – рассказывает Юрий.
Получив диплом энергетика, Ефименко устроился работать электромонтером контактной сети на станцию Московка.
– Работаешь, как сапер, без ошибок, ведь напряжение в сети 3 тыс. вольт. Нужно всегда быть исключительно внимательным и строго соблюдать все пункты инструкций, – говорит он.
За два года работы контактником Юрий Ефименко зарекомендовал себя отличным специалистом, однако душа к энергетике почему-то не лежала, его, как и в юности, тянуло к локомотивам. Тем более, что он уже почувствовал вкус профессии машиниста: во время производственной практики в лицее поездил помощником. При встречах с «однокашниками», да и с другими московкинскими локомотивщиками Юрий все больше убеждался, что надо сделать решительный шаг.
– Наконец, после некоторых сомнений, я устроился в локомотивное депо Московка слесарем по ремонту подвижного состава, – рассказывает Юрий. – Опыт работы тоже был, в лицее здесь практику проходил. Тогда помощником машиниста сразу не брали, нужно было на ремонте потрудиться.
Отработав полтора года в «яме», Ефименко перевелся помощником машиниста электровоза в эксплуатационное локомотивное депо Омск. Через четыре года поступил в Тайгинскую техническую школу, выучился на машиниста. Так он осуществил свою детскую мечту.
– Машинистом я работаю уже шесть лет и никуда с этой должности уходить не хочу, – с гордостью говорит он.
Автор: Виктор Мусиенко
Forum with id 24 is not found.