Старшего осмотрщика пассажирского парка вагонов удаленного ПТО эксплуатационного вагонного депо Инская (ВЧД-6) в Барабинске знают и уважают. Он всегда ответственно относится к труду и старается научить такому же отношению своих подчиненных. А в свободное время он изобретает приспособления, которые ускоряют работу осмотрщика.
Смена Александра Линькова – одна из лучших по пассажирскому парку. Как известно, многое на дороге зависит от руководителя. Тут – как раз тот самый случай. Своих людей старший осмотрщик знает, как говорится, «от и до», что и понятно. Ведь если какие семейные неурядицы у осмотрщика, и думает он не о работе, а о своих
делах, то и пригляд за ним нужен особый. Александр Викторович это знает, и всегда старается быть в курсе не только работы, но и домашних дел подчиненных.
Философия труда
Есть у него даже своя философия, которую он ненавязчиво примеряет к людям.
- Знаете, идеально, конечно, было бы, чтобы я мог сам подбирать людей в свою смену. Набрал бы только ответственных и добросовестных работников. Кому только дай почитать нормативные документы и инструкции, и он уже сам знает, как ему работать, – полушутливо-полусерьезно говорит Александр. – Но ведь это невозможно, вот потому на дороге и существует такая система – над каждым есть свое руководство. Ты помогаешь своим подчиненным, передаешь им свой опыт, но зато и несешь всю ответственность за их действия. За допущенные ошибки у нас наказывают рублем. И получается, их ошибки, в конечном итоге, отражаются не только на благосостоянии их семей, но и бьют по моему карману. Вот это я людям сразу стараюсь объяснить, чтобы они ощутили себя частью смены, бригады.
На вопрос о том, хорошо ли у него это получается, лучше всего отвечают показатели работы смены №1, им возглавляемой. В обязанности этого коллектива входит обработка пассажирских поездов, то есть обеспечение стоянки и безопасного проследования на участке Новосибирск – Барабинск и Барабинск – Омск. И смена
Линькова знаменита именно тем, что в течение уже пяти лет ее осмотрщики не допускают отказов и браков.
Работа эта тем более сложна, что Барабинск – станция смены локомотивов и локомотивных бригад пассажирских поездов. Минимальное время стоянки поездов тут 23 минуты, за которые локомотив должны успеть сменить, и к тому времени поезд должен быть осмотрен и готов к отправке. Руководитель смены следит за четким исполнением должностных обязанностей всеми осмотрщиками, проходит состав и проверяет
работу. Ответственность на нем лежит колоссальная, и сложность тут в организации людей, в том, удастся ли найти к ним подход.
Тем не менее, Александр успешно справляется со своей работой уже в течение 10 лет, из которых 4 года является старшим осмотрщиком первого класса. Привилегия это особая, и означает она, что за это время не допустил он в своей непростой работе ни одной ошибки.
Представитель династии
В Барабинске Александр Линьков начинал свой трудовой путь в 1994 году, но до этого времени успел поработать на железных дорогах СНГ – семья его в конце 1980-х переехала из Барабинска в Экибастуз, где Александр окончил горный техникум по специальности «Подвижной состав промышленного железнодорожного транспорта» и работал в течение года слесарем в локомотивном депо. Затем самостоятельно, по специальной программе, отучился на помощника машиниста и немного поездил на
локомотивах. В Экибастузе встретил девушку, женился. Когда случился развал СССР, принял решение уехать с женой из Казахстана на родину, обратно в Барабинск. Так и начал свою карьеру железнодорожника уже в России.
Железнодорожником был и отец Александра, работал машинистом.
«Случай был в его жизни, отец предотвратил ЧП – вспоминает Линьков, – в газете «Гудок» об этом писали. Ехали они и увидели, что у крытого товарного вагона упала дверь, откинулась на соседний путь, где должен
был пройти пассажирский поезд. Срочно остановились, предупредили локомотивную бригаду того поезда, те тоже вовремя остановились. Неисправность, которая могла запросто привести к катастрофе, спокойно устранили».
Александр уверен, что его любовь к дороге – чувство наследственное. И сам он со временем стал подмечать малейшие неисправности, которые могут перерасти в серьезную проблему.
– Помню случай, уже из своей работы, прибывал на станцию поезд. Я уже был старшим осмотрщиком, – ведет рассказ Александр. – Обратил внимание, что у одного колеса не крутится шкив генератора. Время было ночное,
не сразу разберешь, что к чему. Остановился вагон, и совсем ничего не понять, вращение-то видно только при движении состава. Я подхожу к этому вагону, качаю шкив крепления буксового узла, а он болтается, открутился в дороге. Даю вагон в отцепку, меняем колесо, дефект подтверждается – букса упала, ее ничего уже не держало. Сколько бы он мог проехать с нарушением крепления этого узла – неизвестно. А ведь в любой момент могло что-то отлететь в пути, на большой скорости, попасть под колеса…
В голове рисуется страшная картина не случившейся катастрофы. Искореженные вагоны, грудой металла наползающие друг на друга. Вот картина, нагляднее всего показывающая, насколько велика ответственность старшего осмотрщика пассажирского парка вагонов. Как хорошо, что есть такие люди на дороге!
Нешаблонное мышление
Александр убежден, что у любого человека, болеющего за свое дело, появляются в процессе труда свои секреты, приемы и даже приспособления, позволяющие облегчить работу.
Собственно, это и есть драгоценный опыт. «Человек всегда старается сделать себе удобнее, даже когда спать ложится, он подушечку свою особым образом положит, а не ляжет, как попало», – смеется он.
За многие годы работы на магистрали появились свои идеи, наработки, изобретения и у Линькова. Всегда с собой в кармане носит собственноручно сделанное приспособление, которое позволяет измерить параметры одного из самых опасных дефектов колеса вагона. Возникает этот дефект из-за движения юзом при торможении состава, что приводит к стиранию заблокированных колес в месте их соприкасания с рельсом и появлению на поверхности катания колеса плоского участка – ползуна. Колесо с ползуном при движении даже стучит
по-особому, говорит Александр, который может определить наличие дефекта при прибытии поезда, на слух.
Но его мало выявить, надо измерить глубину ползуна, отклонение от кривизны колеса. Если оно больше миллиметра, вагон нуждается в смене колесной пары. Для этого на ПТО есть все условия.
– Есть у осмотрщиков на случай измерения параметров ползуна абсолютный шаблон, его прикладывают поперек колеса, прижимая к задней стороне, и с помощью вертикального движка измеряют глубину дефекта, – говорит Александр Викторович. – А у меня на этот случай есть свое приспособление.
Линьков достает из кармана пластину и прикладывает к одному из колес колесной пары, которую используют на ПТО в качестве тренажера для обучения молодых кадров.
– Видите? Даже вот тут, почти около самого рельса, я могу измерить дефект. А абсолютный шаблон не пройдет тут по ширине. Кроме того, зимой задняя поверхность колеса не всегда чистая, на нее намерзает лед, и нельзя обеспечить полное прилегание к ней стандартного шаблона.
– А другие осмотрщики, у которых нет таких приспособлений, как в таких случаях пользуются стандартными шаблонами? – задаю я вопрос.
– Сообщают машинисту, тот немного протягивает состав вперед, тогда появляется возможность измерить ползун. Но у нас на станции, где идет смена локомотивных бригад, ждать, пока заменят машину и протянут состав, слишком долго, это отразится на движении поездов, и в конечном итоге, на показателях работы всей
дороги. В таких случаях для меня незаменимо мое собственное приспособление, – говорит старший осмотрщик.
– У нас в смене ребята, кто пробовал, говорят, – удобно. Внедрять свое изобретение в масштабах до-
роги Линьков не пытался. Хлопотное дело, да и все-таки вещь, по большому счету, сделана для себя.
А вот другую идею, которую он выдвинул с мастером Сергеем Завориным, он считает осуществленной. Предложили они пару лет назад для облегчения работ на площадке, где идет смена колесных пар, задействовать дополнительные домкраты – с помощью укладываемой на них балки вести подъем тележки вагона. А
конструкторы дороги пошли еще дальше, установили кран. За идею Александр Викторович получил премию.
– Мы с Линьковым ранее работали в одной смене в грузовом парке, человек он ответственный. Стремится что-то придумать, – говорит о старшем осмотрщике начальник ПТО ВЧД-6 Юрий Слепцов. – Его шаблоны упрощают работу, он их придумал, хотя они и не отменяют, конечно, официальные инструменты. В общем,
болеет за свое дело, и людей настраивает не халтурить, а работать.
...Со своей супругой Аленой Ивановной живет Александр Викторович уже 18 лет, растит четверых сыновей. Старший, Леонид, окончил Тайгинскую кадетскую железнодорожную школу-интернат, по целевому направлению учится в Омском государственном университете путей сообщения. Второй сын, Алексей, учится
сейчас в той же кадетской школе. Пятилетний Сергей ходит в Барабинский железнодорожный садик №161. И, наконец, самый младший, Степан, в сентябре отметил свой первый день рождения.
Династия Линьковых продолжается, а это самое главное.
Автор: Андрей Чернобылец