Доска почета отраслевой конкурс


Пилот

Пилот

Владимир Баландин , заместитель начальника службы корпоративной информатизации Горьковской железной дороги
Волжская магистраль
Купе. По очереди заходят трое. Знакомятся: путеец, локомотивщик, движенец. Накрывают. «Давайте за нас, путейцев, смотрите – как по бархату». – «Нет, лучше за нас, локомотивщиков, ведь даже не почувствовали, как поехали». – Ну уж тогда за движенцев – секунда в секунду!» Дверь распахивается, на диванчик валится запыхавшийся четвертый: «Что славим, уважаемые?». – «Да вот, рассуди…» - «Все понял, предлагаю за нас информатизаторов: если бы натурку в АСОУП не передали, поезд бы не тронулся!»

Многоуважаемый шкаф!


Стрелочник, вручную передвигающий железную махину. Семафорщик, дающий вместо светофора отмашку машинисту. Кассир, шариковой ручкой выписывающий пассажиру билет. Это не такое уж и давнее прошлое. И хотя российская информатика существует больше шести десятков лет, неким переломным моментом стал 1992 год, когда начался переход от больших вычислительный машин к персональным. До этого на железной дороге вычислительная техника существовала только во вместительных залах, каждая машина-шкаф весила не одну
тонну, а работающий на ней воспринимался как маг и волшебник, благодаря усилиям которого происходила оцифровка технологических операций. В отличие от пятого iPhone, в карман такую не положишь. И понятие «персональный компьютер» для такого рода техники выглядело по меньшей мере забавным.


А теперь представьте 2012-й. Единый центр управления перевозочным процессом: десятки прозрачных кабин, где диспетчер на огромном экране видит движение каждого поезда на дороге. Рабочее место товарного кассира: вместо кипы бумаг и взвода курьеров-разносчиков – монитор, на который нажатием кнопки можно вызвать и кнопкой же послать в самую дальнюю географическую точку пачку документов любой давности и даже получить на них подпись. Видеоконференция: десятки специалистов, ученых, мастеров ведут экскурсии или демонстрируют коллегам технологические процессы, не выходя за пределы своих узлов и станций, лишь установив рядом с собой портативную видеокамеру. На Горьковской железной дороге все это сделано
командой, в которой с первого дня работает Владимир Баландин, ныне заместитель начальника
службы корпоративной информатизации.


Включите рабыню Изауру
 

Итак, в начале 90-х назрела необходимость на каждом рабочем месте управленца иметь актуальную и объективную информацию, на основании которой можно принимать эффективные решения. Потребовались специалисты, которые могли быстро перейти от работы с большими машинами к персональным компьютерам. Среди тех, кого удалось заполучить дороге (спасибо конверсии!), бриллиантом оказался 36-летний программист Владимир Баландин. Он сумел не просто освоить принципиально новый класс техники, но и обучить людей на больших и маленьких станциях, которые зачастую не имели даже цветных телевизоров и при установке мониторов спрашивали, можно ли на этом экране включить «Рабыню Изауру». Баландин, по большому счету,
и создал ту команду, которая осуществила на Горьковской железной дороге переход на вычислительную технику нового поколения.


Сначала создали локальную сеть – соединили рабочие места средствами связи. Без этого персоналка – мертворожденное дитя. Потом написали программное обеспечение. За этими словами – простые, на первый взгляд, действия узкого круга людей, тесно сплоченных вокруг уникальной, почти фантастической задачи. Начальник отдела Владимир Баландин во все вникал «головой и руками»: читал документацию, писал программы, корректировал коды, настраивал модемы, паял схемы, тянул кабели. Природная скрупулезность
и въедливость командира обеспечивала общей работе уровень элитарности.


Первое, что сделали, это научили персональные ЭВМ получать справки из АСОУП – есть такая центральная автоматизированная система оперативного управления грузовыми перевозками. И приступили к замене устаревших терминалов на персональные компьютеры. Для того чтобы каждый компьютер не соединять с большим ЕС ЭВМ, нужно было организовать сеть передачи данных, ее в начале 90-х не существовало.


Главным наставником Владимира Евгеньевича был тогда первый заместитель начальника информационно-вычислительного центра Яков Матвеевич Лембриков. От него подчиненные унаследовали умение не только работать руками, но и грамотно формулировать задания, готовить техдокументацию.


И электронно-вычислительная техника дороги начала стремительно вырастать из своих коротких штанишек. Команда горьковчан взялась за разработку и внедрение знаменитой АРМ ТВК – системы товарного кассира, той самой, с помощью которой оформляются перевозочные документы. Серьезную крупную систему можно без преувеличения назвать уникальной, это собственное достижение компьютерщиков Горьковской магистрали.



От тропы - к магистрали 


Такова особенность инноваций: в начале пути каждый идет своей тропой. Сейчас генеральная линия компании «Российские железные дороги» в области информатизации – стандартизация и внедрение на всей сети типового программного обеспечения. Чем меньше отличий в оборудовании, тем проще его обслуживать, тем надежнее оно работает. Если бы в конце минувшего века руководители собрали всех разработчиков АРМ ТВК, они бы посидели, порассуждали и выбрали самый перспективный вариант. Но каждая дорога жила своей жизнью, поэтому на сети образовалось несколько компьютерных систем оформления перевозочных документов. Жизнь со временем расставила точки и выявила рациональное зерно каждой.



АРМ ТВК начало обеспечивать информацией по контролю за погрузкой-выгрузкой сформированные к этому времени центры фирменного транспортного обслуживания. Для центров Баландин и его команда делали свой комплекс программ, такой же уникальный. Это сейчас вся сеть пользуется централизованной систе-
мой ЭТРАН, а в то время на Горьковской дороге и зарплату, и кадры «считали» по-своему. Команда исследователей и разработчиков иногда шутит: «По-баландински».


Программист Владимир Баландин постепенно вырос до технолога высшего класса. Сегодня ведущий технолог стал высоким руководителем. Это перевоплощение – вполне нормальна профессиональная программа, потому что во всех процессах главным становится технология. Возможности вычислительной техники растут
безгранично. И если к тому же у специалиста не утеряны технологии, ему можно доверить
реализацию идеи любого уровня. Опыт и знания Баландина позволяют ему в секунду принять верное решение. Это знают в РЖД. Все сложные проекты работают благодаря таким людям. Пример – электронный маршрут машиниста.



Ключи к стабильности


Электронный маршрут – часть проекта АС ЭТД, электронного технологического документооборота. При внедрении АС ЭТД опять выбраны пилотные дороги, в число которых попала и Горьковская. Эта система должна стать основой для всех остальных информационных систем. Потому что здесь предусмотрена упомянутая персональная ответственность, в этом случае – за ввод данных. Электронная подпись. Сейчас на дороге ключами с электронной цифровой подписью обеспечено более трех тысяч специалистов. Именно
человек – ключевой момент стабильности.


Начальник службы корпоративной информатизации Дмитрий Быстрицкий вспоминает: когда в 2006 году создавался отдел программно-технических средств, генералитет, не сговариваясь, указал на фамилию Баландина. Это тот, кто умеет и любит все создавать с нуля, «человек на уровне систематизации». Сегодня тандем Быстрицкий – Баландин, руководитель и его зам, едва ли не самая креативная «двойка» на дороге. Про них говорят, цитируя Пушкина: «Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». Если начальник генерирует идею, то Владимир Баландин, заместитель, мгновенно выдает пути решения. Это самый надежный процессор на нашей дороге. Можно сказать, многоядерный.



Более 150 автоматизированных систем управления действуют сейчас на Горьковской магистрали. Ответственность за каждую лежит на плечах Владимира Евгеньевича Баландина. Есть и такие проекты, в которых он сотрудничает с учеными с мировым именем. Железная дорога в наши дни представляет собой инновационный штаб. Идут совместные разработки с Федеральным ядерным центром. И чем сложнее проект,
тем тверже осознание: суть не в машинах, не в битах, байтах и информации, которую они в себе несут. Суть – личность.



Что за форматом? Большой и теплый дом деда в рабочем Сормове, куда семья въехала 22 июня 1941 года. Любимая женщина и счастливое отцовство. Кавказская овчарка Марта – безусловный защитник от «плохой погоды». Спортивный разряд по футболу, горные лыжи, большой теннис, десятиметровая вышка в бассейне...


Знаете, чем закончилось интервью с Владимиром Баландиным? Размышлениями о новой находке ученых: календаре майя, по которому конец света откладывается на неопределенное время. Значит, пора включать компьютер и выходить в мировую сеть. Будем искать новые идеи для развития родной дороги.

Автор: Лариса Андрюшина


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»