Доска почета отраслевой конкурс


Верен железной дороге

Верен железной дороге

Роман Мурзаков, осмотрщик ПТО Новороссийск вагонного эксплуатационного депо Краснодар
Звезда

Осмотрщик ПТО Новороссийск вагонного эксплуатационного депо Краснодар Роман Мурзаков награжден знаком «Почетный железнодорожник».


Недавно он выявил две трещины боковых рам. И это лишь один эпизод из его богатой событиями трудовой жизни.


Кстати, сейчас идет очередной месячник безопасности по боковинам, который был продлен на сети дорог из-за тяжелой ситуации с дефектами этих деталей. Осмотрщики должны уделять этому узлу особое внимание, и настоящие профи добиваются нужного результата.


Выявить такой брак не всегда просто, в зависимости от того, где он находится, тут нужны старание, опыт и зоркий глаз.


Находил Роман Мурзаков и такие дефекты, как несоответствие зазоров скользунов в вагоне, что также представляет угрозу безопасности движения, трещины диска колеса. Все обнаружил визуально.


– На счету у этого осмотрщика много обнаруженных трудновыявляемых дефектов, угрожающих безопасности движения, – говорит заместитель начальника вагонного эксплуатационного депо Краснодар по эксплуатации по Новороссийскому участку Иван Василиади. – Например, неисправности буксового узла, поглощающих аппаратов.


Пропуск таких дефектов может привести к тяжелым последствиям, связанным со сходом вагона.


– Поглощающие аппараты находятся в невидимой при простом осмотре зоне, поэтому надо обязательно залезть под вагон и снизу все проверить. Такая неисправность может привести к полному разрушению ударно-тягового механизма. Поглощающий аппарат служит для смягчения соединения вагонов, а когда он не выполняет этих функций, идет жесткое сцепление вагонов, появляются трещины, например, хвостовика автосцепки, что может привести к разрыву этой детали и ее падению на путь, – рассказывает Иван Василиади.


Роман Мурзаков поделился своим 25-летним опытом работы в ПТО Новороссийск. Он рассказал, как, по его мнению, лучше и эффективнее осматривать поезд.


– Осмотр начинается на ходу поезда, когда ты стоишь на посту безопасности, а мимо тебя движутся вагоны, – рассказывает Роман. – Опытный осмотрщик при этом может заметить почти все дефекты. Например, предположительные дефекты букс, ползунов, колес я заношу себе в блокнот с номерами вагонов. А после остановки поезда мы основательно проводим осмотр, обращая особое внимание на отмеченные вагоны.


Обычно состав осматривают одновременно четыре вагонника. Наносят меловую разметку, обозначая неисправности, а устраняют мелкие дефекты слесари. Для выполнения крупного ремонта вагоны подаются на механизированный пункт.


Опытный осмотрщик, идя вдоль состава, видит неисправности, нередко даже не дотрагиваясь до вагона.


– Например, негодную автосцепку можно определить по внешним признакам – в частности, по методу Юхневича, который до сих пор остается передовым, – рассказывает Роман Мурзаков. – Буксу тоже видно по внешним признакам – точнее, по выходу лабиринта.


Однажды в одном из вагонов он обнаружил разорванный лабиринт, который был напрессован на ось колеса.


– Этот брак встречается очень редко, – говорит Мурзаков. – Например, я обнаружил его всего один раз в жизни. А вот перевернутые буксы находил много раз. Определить неисправность также можно по внешним признакам, но для этого надо заглянуть под буксовый узел. Обычно лабиринт я проверяю при помощи молотка, причем с внутренней стороны буксы. А на этот раз было необычное дребезжание, что меня насторожило, и я проверил это место более тщательно.


– Ни один прибор контроля не показывает этот дефект, – говорит Иван Василиади. – Вот вагон прошел через прибор КТСМ, и он не забил тревогу, а наш осмотрщик при визуальном осмотре его обнаружил.


У Мурзакова есть свои методы и приемы. Например, чтобы выявить мелкую трещину литья, необходимо очень внимательно осмотреть всю деталь. Особенно когда на ней появилась ржавчина, что косвенно указывает на возможный непорядок. Для этого надо зачистить ржавчину, заглянуть в другие подозрительные места.


Между тем после стольких лет работы и профессиональной подготовки дефекты Роман обнаруживает по самым малейшим признакам.


– Бывает, идешь вдоль состава, и срабатывает, как говорят, шестое чувство. Даже на секунду бросил взгляд на вагон, и уже видишь все признаки неисправности. Это может быть трещина, тонкий гребень колеса. Кстати, иногда даже шаблон их не показывает, а глаз настолько натренирован на поиск, что видит.


Как затем честно признался осмотрщик, столь внимательный взгляд у него только в отношении вагонов, в быту он может многое не замечать.


Впереди – первая


– Когда Мурзаков и его товарищи заступают на смену, можно быть уверенным, что этот коллектив не подведет, – так характеризует бригаду Иван Василиади.


Роман Мурзаков много лет был осмотрщиком. Сейчас он неосвобожденный старший осмотрщик вагонов парка прибытия поездов «А», руководит сменой №1. В этом парке он работает более 20 лет, и из них больше половины руководит сменой.


Ему доверен сложный и ответственный участок. Новороссийск – конечная станция, где происходит формирование поездов. Осмотрщики в основном находят дефекты в парке прибытия грузовых поездов, где и трудится Роман Мурзаков. Новичка сюда не пошлют – здесь работают только опытные специалисты.


Бригада показывает хорошие результаты. С начала этого года они обнаружили шесть трещин боковых рам и другие трудновыявляемые неисправности.


В бригаде – четыре осмотрщика. Обычно они обрабатывают в смену 15-17 составов. Все поезда сейчас повышенной длины – до 70 вагонов. В ремонт приходится направлять достаточного большой объем подвижного состава.


В числе лучших – осмотрщики Сергей Иванов и Александр Сердюк. Это опытные работники, на счету у которых обнаруженные дефекты буксового узла, автосцепки, боковых рам, поглощающих аппаратов, надрессорных балок. Бригада всегда остается на уровне и в части технологической дисциплины. Ведь самое главное в деле обеспечения безопасности движения поездов – добросовестное и скрупулезное отношение людей к своей сложной работе.


Роман три раза участвовал в дорожном конкурсе, защищал честь депо, каждый раз занимал призовые места. За свой труд имеет ряд поощрений и наград. Он был награжден грамотой, именными часами президента ОАО «РЖД», и, наконец, его нашла последняя и высшая награда отрасли – знак «Почетный железнодорожник». Мурзаков, кстати, сегодня единственный осмотрщик в ПТО, имеющий такую награду, на него равняется молодежь, и это ко многому обязывает.


Сегодня в ПТО приходит пополнение слесарей и осмотрщиков вагонов из ребят, окончивших Краснодарский железнодорожный техникум. Роман Мурзаков – активный наставник молодежи, учит их личным примером. Его методы выявления дефектов применяются и дают результат.


По стопам отца


Роман Мурзаков – человек скромный и немногословный. По всему видно, что он человек дела. Ему предпочтительнее показать все на практике, на вагоне, о котором он знает практически все, чем долго объяснять приемы своей работы.


– Я всю жизнь в ПТО Новороссийск. Устроился сюда в 1987 году, и больше ни разу не менял место работы, – рассказывает Роман. – В ПТО осмотрщиком был мой отец, который в основном и занимался моим воспитанием. Это, конечно, не могло не повлиять на мой выбор профессии, которая, кстати, с детства была мне известна.


Новороссийск – портовый город. Тут легче найти работу, чем, к примеру, в поселках на линии. Но, один раз решив пойти по стопам отца, я связал свою жизнь с железной дорогой. К тому же в детстве мне всегда казалось, что нет важней и благородней работы, чем у железнодорожников. Да и до сих пор сомнений не осталось – работа достойная, – уверен Роман Мурзаков.


Такой же точки зрения придерживался и его отец – Александр Мурзаков. Он проработал осмотрщиком вагонов в ПТО Новороссийск 45 лет. Два года назад, в возрасте 64 лет, ушел из жизни, так и не выйдя на пенсию. Он был наставником молодежи, подготовил много молодых специалистов. Ветеран сразу замечал равнодушных – смена прошла, и ладно. Беседовал, обучал. А если не помогало – предлагал перейти на другое место работы.


Александр Мурзаков подготовил многих осмотрщиков, составляющих ныне костяк коллектива. В том числе и сына. А кроме него, Романа обучал опытный осмотрщик Василий Метихов.


– Роман Мурзаков – один из самых опытных и заслуженных осмотрщиков нашего ПТО, а до него таким был его отец – Александр Мурзаков. В ПТО трудится много семейных династий. Например, Абдурашитовых: отец и сын – осмотрщики, а дочь – оператор. Семья Савченко: отец и одна из его дочерей – осмотрщики, а другая – оператор, – рассказал Иван Василиади.

Автор: Александр Панченко


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»