Осмотрщик ПТО Новороссийск вагонного эксплуатационного депо Краснодар Роман Мурзаков награжден знаком «Почетный железнодорожник».
Недавно он выявил две трещины боковых рам. И это лишь один эпизод из его богатой событиями трудовой жизни.
Кстати, сейчас идет очередной месячник безопасности по боковинам, который был продлен на сети дорог из-за тяжелой ситуации с дефектами этих деталей. Осмотрщики должны уделять этому узлу особое внимание, и настоящие профи добиваются нужного результата.
Выявить такой брак не всегда просто, в зависимости от того, где он находится, тут нужны старание, опыт и зоркий глаз.
Находил Роман Мурзаков и такие дефекты, как несоответствие зазоров скользунов в вагоне, что также представляет угрозу безопасности движения, трещины диска колеса. Все обнаружил визуально.
– На счету у этого осмотрщика много обнаруженных трудновыявляемых дефектов, угрожающих безопасности движения, – говорит заместитель начальника вагонного эксплуатационного депо Краснодар по эксплуатации по Новороссийскому участку Иван Василиади. – Например, неисправности буксового узла, поглощающих аппаратов.
Пропуск таких дефектов может привести к тяжелым последствиям, связанным со сходом вагона.
– Поглощающие аппараты находятся в невидимой при простом осмотре зоне, поэтому надо обязательно залезть под вагон и снизу все проверить. Такая неисправность может привести к полному разрушению ударно-тягового механизма. Поглощающий аппарат служит для смягчения соединения вагонов, а когда он не выполняет этих функций, идет жесткое сцепление вагонов, появляются трещины, например, хвостовика автосцепки, что может привести к разрыву этой детали и ее падению на путь, – рассказывает Иван Василиади.
Роман Мурзаков поделился своим 25-летним опытом работы в ПТО Новороссийск. Он рассказал, как, по его мнению, лучше и эффективнее осматривать поезд.
– Осмотр начинается на ходу поезда, когда ты стоишь на посту безопасности, а мимо тебя движутся вагоны, – рассказывает Роман. – Опытный осмотрщик при этом может заметить почти все дефекты. Например, предположительные дефекты букс, ползунов, колес я заношу себе в блокнот с номерами вагонов. А после остановки поезда мы основательно проводим осмотр, обращая особое внимание на отмеченные вагоны.
Обычно состав осматривают одновременно четыре вагонника. Наносят меловую разметку, обозначая неисправности, а устраняют мелкие дефекты слесари. Для выполнения крупного ремонта вагоны подаются на механизированный пункт.
Опытный осмотрщик, идя вдоль состава, видит неисправности, нередко даже не дотрагиваясь до вагона.
– Например, негодную автосцепку можно определить по внешним признакам – в частности, по методу Юхневича, который до сих пор остается передовым, – рассказывает Роман Мурзаков. – Буксу тоже видно по внешним признакам – точнее, по выходу лабиринта.
Однажды в одном из вагонов он обнаружил разорванный лабиринт, который был напрессован на ось колеса.
– Этот брак встречается очень редко, – говорит Мурзаков. – Например, я обнаружил его всего один раз в жизни. А вот перевернутые буксы находил много раз. Определить неисправность также можно по внешним признакам, но для этого надо заглянуть под буксовый узел. Обычно лабиринт я проверяю при помощи молотка, причем с внутренней стороны буксы. А на этот раз было необычное дребезжание, что меня насторожило, и я проверил это место более тщательно.
– Ни один прибор контроля не показывает этот дефект, – говорит Иван Василиади. – Вот вагон прошел через прибор КТСМ, и он не забил тревогу, а наш осмотрщик при визуальном осмотре его обнаружил.
У Мурзакова есть свои методы и приемы. Например, чтобы выявить мелкую трещину литья, необходимо очень внимательно осмотреть всю деталь. Особенно когда на ней появилась ржавчина, что косвенно указывает на возможный непорядок. Для этого надо зачистить ржавчину, заглянуть в другие подозрительные места.
Между тем после стольких лет работы и профессиональной подготовки дефекты Роман обнаруживает по самым малейшим признакам.
– Бывает, идешь вдоль состава, и срабатывает, как говорят, шестое чувство. Даже на секунду бросил взгляд на вагон, и уже видишь все признаки неисправности. Это может быть трещина, тонкий гребень колеса. Кстати, иногда даже шаблон их не показывает, а глаз настолько натренирован на поиск, что видит.
Как затем честно признался осмотрщик, столь внимательный взгляд у него только в отношении вагонов, в быту он может многое не замечать.
Впереди – первая
– Когда Мурзаков и его товарищи заступают на смену, можно быть уверенным, что этот коллектив не подведет, – так характеризует бригаду Иван Василиади.
Роман Мурзаков много лет был осмотрщиком. Сейчас он неосвобожденный старший осмотрщик вагонов парка прибытия поездов «А», руководит сменой №1. В этом парке он работает более 20 лет, и из них больше половины руководит сменой.
Ему доверен сложный и ответственный участок. Новороссийск – конечная станция, где происходит формирование поездов. Осмотрщики в основном находят дефекты в парке прибытия грузовых поездов, где и трудится Роман Мурзаков. Новичка сюда не пошлют – здесь работают только опытные специалисты.
Бригада показывает хорошие результаты. С начала этого года они обнаружили шесть трещин боковых рам и другие трудновыявляемые неисправности.
В бригаде – четыре осмотрщика. Обычно они обрабатывают в смену 15-17 составов. Все поезда сейчас повышенной длины – до 70 вагонов. В ремонт приходится направлять достаточного большой объем подвижного состава.
В числе лучших – осмотрщики Сергей Иванов и Александр Сердюк. Это опытные работники, на счету у которых обнаруженные дефекты буксового узла, автосцепки, боковых рам, поглощающих аппаратов, надрессорных балок. Бригада всегда остается на уровне и в части технологической дисциплины. Ведь самое главное в деле обеспечения безопасности движения поездов – добросовестное и скрупулезное отношение людей к своей сложной работе.
Роман три раза участвовал в дорожном конкурсе, защищал честь депо, каждый раз занимал призовые места. За свой труд имеет ряд поощрений и наград. Он был награжден грамотой, именными часами президента ОАО «РЖД», и, наконец, его нашла последняя и высшая награда отрасли – знак «Почетный железнодорожник». Мурзаков, кстати, сегодня единственный осмотрщик в ПТО, имеющий такую награду, на него равняется молодежь, и это ко многому обязывает.
Сегодня в ПТО приходит пополнение слесарей и осмотрщиков вагонов из ребят, окончивших Краснодарский железнодорожный техникум. Роман Мурзаков – активный наставник молодежи, учит их личным примером. Его методы выявления дефектов применяются и дают результат.
По стопам отца
Роман Мурзаков – человек скромный и немногословный. По всему видно, что он человек дела. Ему предпочтительнее показать все на практике, на вагоне, о котором он знает практически все, чем долго объяснять приемы своей работы.
– Я всю жизнь в ПТО Новороссийск. Устроился сюда в 1987 году, и больше ни разу не менял место работы, – рассказывает Роман. – В ПТО осмотрщиком был мой отец, который в основном и занимался моим воспитанием. Это, конечно, не могло не повлиять на мой выбор профессии, которая, кстати, с детства была мне известна.
Новороссийск – портовый город. Тут легче найти работу, чем, к примеру, в поселках на линии. Но, один раз решив пойти по стопам отца, я связал свою жизнь с железной дорогой. К тому же в детстве мне всегда казалось, что нет важней и благородней работы, чем у железнодорожников. Да и до сих пор сомнений не осталось – работа достойная, – уверен Роман Мурзаков.
Такой же точки зрения придерживался и его отец – Александр Мурзаков. Он проработал осмотрщиком вагонов в ПТО Новороссийск 45 лет. Два года назад, в возрасте 64 лет, ушел из жизни, так и не выйдя на пенсию. Он был наставником молодежи, подготовил много молодых специалистов. Ветеран сразу замечал равнодушных – смена прошла, и ладно. Беседовал, обучал. А если не помогало – предлагал перейти на другое место работы.
Александр Мурзаков подготовил многих осмотрщиков, составляющих ныне костяк коллектива. В том числе и сына. А кроме него, Романа обучал опытный осмотрщик Василий Метихов.
– Роман Мурзаков – один из самых опытных и заслуженных осмотрщиков нашего ПТО, а до него таким был его отец – Александр Мурзаков. В ПТО трудится много семейных династий. Например, Абдурашитовых: отец и сын – осмотрщики, а дочь – оператор. Семья Савченко: отец и одна из его дочерей – осмотрщики, а другая – оператор, – рассказал Иван Василиади.
Автор: Александр Панченко
Forum with id 24 is not found.