Доска почета отраслевой конкурс


«Шойгу» из Киренги

«Шойгу» из Киренги

Анатолий Неустроев, бригадир контрольного пункта технического осмотра вагонов на станции Киренга
Восточно-Сибирский путь

На недавнем осеннем комиссионном осмотре инфраструктуры Северобайкальского региона начальник дороги Василий Фролов вручил знак «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» бригадиру контрольного пункта технического осмотра вагонов на станции Киренга Анатолию Неустроеву.


«Среднего роста, плечистый и крепкий...» – мой собеседник вполне соответствует этому поэтическому определению. Но мыслит он больше прозой, производственными категориями, его ни на минуту не отпускают дела и заботы родного контрольного пункта.


Репутация


– К зиме сейчас активно готовимся, вон она – уже тут, не за горами, – кивает Анатолий Иванович на окрестные сопки, белеющие первым лёгким снежком. – Вот и ремонт провели в помещении: полы перестелили, кое-что покрасили, окна и двери утеплили – практически всё собственными силами, параллельно с основной работой…


Азы профессии наш герой осваивал на разъезде Окунайском в должности осмотрщика-ремонтника вагонов. Затем его перевели в Киренгу, где он, помимо основной работы, выполнял и обязанности «сохранника» – осмотрщика вагонов по сохранности вагонного парка.


Со временем стал замещать бригадира, почётного железнодорожника Сергея Копытина, так что ему приходилось выезжать на все отцепки вагонов и отказы технических средств.


Бывало, за смену Анатолий Иванович выявлял по нескольку неисправностей подряд: нагрев букс, излом тягового хомута (это один из важнейших узлов ударно-тягового оборудования), излом клина тягового хомута. Выявлял он и трещины боковой рамы тележки – в ту давнюю пору эта неисправность была не столь частой, как ныне, в эпоху общего расслабления изготовителей-литейщиков…


Со временем устаревшие системы меняли на новые, да и вообще лучше стали работать осмотрщики-ремонтники. Если раньше по одному-два вагона в месяц отцепляли в транзитных поездах, то ныне ситуация изменилась в корне – бывает, только раз в полгода приходится производить отцепку, а то и вовсе выходит «по нулям»…


Сегодня «под юрисдикцией» Анатолия Неустроева находится обширная территория: случись что на Ние, Улькане, Небеле или Умбелле, наш герой мчится туда, не мешкая ни минуты – если нет попутного поезда или дежурного автомобиля, то порой добирается на всякого рода перекладных. И за быстрое реагирование на участке своём завоевал Неустроев такую же армированную репутацию, что и бойцы МЧС в районах техногенных и прочих катастроф.


– За Киренгу в Северобайкальском вагонном эксплутационном депо спокойны, ибо там держит позиции настоящий профессионал, – говорит начальник ВЧДЭ-12 Дмитрий Пашинский. – Лёгок на подъём наш «ответственный по Киренге», днём и ночью он находится в режиме постоянной боеготовности. И ещё он профессионал высочайшего уровня, обучил много молодых осмотрщиков-ремонтников вагонов, наставил их на путь истинный. Он пользуется заслуженным уважением и авторитетом не только среди своих коллег-вагонников, но и в кругу руководителей железнодорожного узла Киренга, что помогает ему решать многие вопросы и с начальником станции, и с руководством восстановительного поезда, и с другими командирами. В его активе Почётная грамота МПС, благодарность ЦК Роспрофжела, именные часы начальника дороги и президента ОАО «РЖД»…


Вторая половина


Анатолий Иванович считает, что ровно половина всех его наград и званий по праву принадлежит любимой жене – тоже железнодорожнице, заведующей местным билетным бюро Анне Александровне Пановой. Скажем, уехал он в ночь по тревоге на отказ, а она ещё продолжает принимать звонки от дежурных, операторов, ответственных и докладывает: да, выехал в такое-то время, в таком-то направлении. И, конечно, она уже не смыкает глаз – до возвращения мужа. Бывает и так, что он вернётся под утро, только приляжет вздремнуть, а тут снова – подъём восстановительного поезда по тревоге. Хорошо, если учебной. Но так оно и бывает, что года два-три идёт учебная тревога, а потом, увы, приходит черёд «боевой»…


Будни и практика


Однажды летом, в субботу, наш герой в кои-то веки выбрался на рыбалку. И погода была замечательная, и клёв неплохой, и ушица уже томилась на костерке. Но не тут-то было – жена дозвонилась по сотовому: мол, скорей возвращайся, сход на перегоне Кунерма – Умбелла…


Впопыхах собрал снасти, улов, всю обратную дорогу гнал свой внедорожник «Форд» с отжатой до пола педалью газа – но всё же успел. Схватил «портупею» – портфель с измерительным инструментом, добежал, вскочил в последний вагон стоявшего под парами восстановительного поезда. Уже горел зелёный свет перед броском на восток.


По прибытии на место выяснилось, что от сильной 35-градусной жары произошёл выброс пути. Ещё повезло: сначала по этому участку прошёл пассажирский поезд, а за ним последовал грузовой эшелон. Под ним-то и случилась беда – сошли с рельсов шесть вагонов. Ликвидировали последствия этого события два восстановительных поезда – из Киренги и Северобайкальска.


Не менее сложным выдалось и событие на перегоне Чудничный – Звёздная, когда из-за излома рельса сошло восемь вагонов с углём. В 40-градусный мороз чётко и оперативно действовали бойцы трёх восстановительных поездов из Киренги, Коршунихи-Ангарской и Северобайкальска. Не отставали от них и работники других подразделений: вагонники, путейцы, связисты, энергетики и эсцебисты…


Вехи


Но больше, конечно, запоминаются яркие, светлые, позитивные моменты. Так, навсегда врезалась в память нашего героя поездка в Тынду на празднование 35-летия с начала строительства БАМа. Тем более что на восток дальше Нижнеангарска он ещё не выбирался. Столько было тёплых, душевных встреч в пути на бамовских станциях, замечательным, феерическим выдался концерт в столице БАМа, в котором участвовали известные артисты. И апофеозом тех летних торжеств стало награждение лучших работников стальных магистралей. Крепко тогда пожал ему руку, пожелал новых трудовых успехов и вручил именные часы сам президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Его коллеге – вагоннику из Таксимо Александру Шитцу – вручил знак «Почётный железнодорожник».


И вот три года спустя высшей награды стальных магистралей удостоен и сам Неустроев. Когда я предлагаю вспомнить об эмоциях и ощущениях того дня, он на мгновение задумывается, затем из-под густых усов пробивается улыбка:


– Что и говорить – эмоций было через край, приятно, конечно, осознавать, что так высоко оценили мой, как говорится, многолетний добросовестный труд. Выходит, не зря я отработал 23 года в эксплуатационном вагонном депо.


Двадцать четвёртая зима


Редкие часы досуга Анатолий Иванович посвящает просмотру любимых спортивных телепередач: уж очень он любит футбол, хоккей, биатлон и прочие суровые мужские виды спорта.


Супруги вырастили и воспитали сына Максима и дочь Юлию. Максим живёт и работает в Киренге, а Юлия после окончания вуза переехала в Новосибирск, вышла там замуж за офицера из спецназа ГРУ.


Коснувшись военной темы, мой собеседник с удовольствием вспоминает свою армейскую, вернее, флотскую юность – всё-таки отслужил три года в боевой части большого противолодочного корабля (БПК) «Стройный». В ту пору была в самом разгаре холодная война и вышеупомянутый советский БПК, вооружённый крылатыми ракетами, бороздил просторы Мирового океана, контролируя все действия американских авианосцев «Эйзенхауэр» и «Нимиц».


После демобилизации бравый моряк Анатолий Неустроев поработал пару лет в Новом Уренгое на нефтегазодобыче, окончил Свердловский горно-металлургический техникум, получил специальность горного техника-электромеханика. А затем сестра Евгения, проживавшая с мужем в Улькане, зазвала его на БАМ. Поначалу думалось: это ненадолго, поработаю, мол, годик-другой и вернусь на «большую землю».


Но притяжение севера оказалось столь велико, что он встречает здесь уже двадцать четвёртую зиму…

Автор: Сергей Ринчинов


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»