Этот год для начальника Дорожного конструкторско-технологического бюро Самбу Цыденова знаменателен многими событиями и датами: сорокалетием окончания вуза (столько же лет в отрасли), традиционной встречей с однокурсниками (такие проходят каждые пять лет). А еще 2012 год для потомственной железнодорожной семьи Цыденовых запомнится профессиональным праздником. В День железнодорожника Самбу Цыденову вручили знак «Почетный железнодорожник».
Четвертое поколение семьи Цыденовых посвящает свою трудовую деятельность железной дороге. Начало семейная история берет с Китайско-Восточной железной дороги Российской империи. Дедушка Любови Цыденовой, супруги нашего героя, Дорофей Шутюк, работал на станции Харбин кондуктором. Было это в 1903-1904 годах.
Родители самого Самбу на Забайкальской железной дороге работали монтерами пути. К тому времени и страна уже называлась по-другому – Союз Советских Социалистических Республик.
Все пять членов семьи Цыденовых в разные годы окончили один и тот же вуз – Дальневосточный университет путей сообщения. При этом все трое сыновей, как и отец, окончили университет с отличием. Двое из них связали свою жизнь с железнодорожным транспортом.
Детство как у всех
Про свои детские годы Самбу Цыденович говорит односложно:
– Оно было, как у всех. Летом помогал родителям на сенокосе, потом учеба. Время такое было – трудное. Все дети помогали своим родителям.
Родители Самбу жили на 81-м разъезде Забайкальской железной дороги. На этом участке Борзинской дистанции пути стоял один единственный дом, в котором жили 4 семьи. Вокруг – степь, и больше никаких строений. Хлеб привозили в вагоне-лавке.
Естественно, и школы вблизи тоже не было. Поэтому маленький Самбу с сестренкой, как и остальные дети с разъезда, на учебный год уезжали в интернат на станцию Борзя.
– Там хорошо была организована профориентационная работа. Я ходил в железнодорожный кружок. В 7 и 8 классах на практику ездил на Малую Забайкальскую железную дорогу в Свободный. Кстати, в то время она была одной из самых больших детских железных дорог, – вспоминает Самбу Цыденов.
Жизнь, наполненная новыми ощущениями
Научная деятельность Самбу Цыденова началась во время учебы в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Смышленого и любознательного студента заметили в вузе. Он стал членом спортивно-туристического клуба «Альтаир», студенческого научного общества.
– Нас трое из Борзи в 1967 году приехали поступать в железнодорожный институт. Помню, по Транссибу тогда еще ходили паровозы. Конкурс был небольшой – всего 4 человека на место, – вспоминает он. – Один из нас не поступил, точнее, сразу не прошел медицинскую комиссию. Мы с товарищем окончили Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта. В отрасли остался только я. А те двое позже по партийной линии работали.
Все это было потом. А пока молодой, энергичный юноша жил полной жизнью студента советского периода. Ребята из спортивно-туристического клуба часто отправлялись в походы, в том числе пятой категории сложности. Сейчас это называют экстримом, а во времена молодости нашего героя – просто новыми ощущениями.
– Помню, в 1971 году на майские праздники мы пошли через хребет Сихоте-Алинь в бухту Ольга. Идем мы с товарищами и рассуждаем: «Сегодня все идут на демонстрацию, а мы – на самую высокую точку хребта, гору Облачная». В горах падал снег, мы увязали по колено в сугробах. И на заметенном снегом ручье увидели свежие следы медведя. Буквально за полчаса до нас прошел, снегом еще не успело припорошить. Так 1 Мая встретили. А 9 Мая были уже во Владивостоке. Видели, как моряки идут на парад: барабанная дробь резко обрывается, они приседают на одно колено... Это произвело на меня сильное впечатление.
Один раз Самбу Цыденову довелось самому побывать в роли руководителя похода. Правда, поход был второй категории. Повел он свою группу по разработанному маршруту от станции Иман (сегодня Дальнереченск), где на площади осмотрели обелиск павшим воинам-даманцам.
– С тех пор прошло 42 года. В этом году, когда возвращались из Приморья с семьей, заехали посмотреть на этот памятник, – рассказал Самбу Цыденович.
На озере Байкал, на острове Ольхон, Самбу Цыденов был два раза. Первый – в походе пятой категории. Шли через Байкальский хребет. Второй раз он повез туда свою семью в 1979 году.
Производственная и научная деятельность
В 1972 году Самбу Цыденов пришел на должность бригадира в Карымскую дистанцию пути Забайкальской железной дороги. Затем на различных должностях проработал в путевом хозяйстве более 20 лет. Этот опыт пригодился в дальнейшей научной деятельности.
– На дистанциях пути всегда есть проблемы, которые надо и можно решать на местах, – и сегодня уверен Самбу Цыденович.
В начале 1987 года его направили во вновь созданное Дорожное конструкторско-технологическое бюро. Когда на Забайкальской начали внедрять бесстыковой путь, Самбу Цыденов в бюро разрабатывал проекты для их укладки, для РСП-37 и ПМС-46 – новую технологию сварки коротких бесстыковых плетей, выгруженных в колее пути машиной ПРСМ. Были и другие проекты.
Большой профессиональный опыт в текущем содержании пути, разработка и внедрение конструкторско-технологических новшеств помогли Самбу Цыденовичу в 2000 году защитить кандидатскую диссертацию во Всероссийском научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) по теме «Совершенствование системы ведения путевого хозяйства на примере Забайкальской железной дороги».
– В 2000-е я работал в должности главного инженера службы пути, тогда реализовывалась программа перевооружения путевого хозяйства железной дороги. Координировал комплекс работ по модернизации Жипхегенского и Талданского щебеночных заводов. Обеспечивал строительство производственной базы вновь организованного СПМС-316 в Чите для технического обслуживания и эксплуатации путевых машин и многое другое, – рассказал он о своей инженерной деятельности на Забайкальской дороге.
Параллельно в соавторстве с доктором технических наук, заведующим лабораторией ВНИИЖТа Виктором Певзнером разрабатывал «Технические указания по перекладке термоупроченных рельсов типов Р65 и Р75 в звеньевом пути». В 1997 году методику утвердил заместитель министра путей сообщения Российской Федерации Виктор Семенов.
На сети дорог по сей день используют эти и другие технические и технологические разработки, инициатором и исполнителем которых был Самбу Цыденов. Например, «Методика расчетов балловой оценки состояния пути», «Барьерно-заградительное устройство на железнодорожном переезде с АПС».
На Дальневосточной
В 2003 году Самбу Цыденов с семьей переехал в Хабаровск, его назначили на должность начальника дорожного центра диагностики пути.
Через три года он перешел в Дорожное конструкторско-технологическое бюро. Сначала главным инженером, а с апреля 2009 года стал начальником бюро.
В 2010 году от внедрения разработок бюро на предприятиях магистрали был получен экономический эффект более 11 млн рублей.
За личные трудовые заслуги перед профессиональным праздником в нынешнем году Самбу Цыденову присвоено звание почетного железнодорожника.
– Если честно, не ожидал. Даже когда стали документы оформлять, не сразу понял, что на такую высокую награду, – как всегда скромно говорит о себе Самбу Цыденович.
«Высокая корпоративная и профессиональная компетенция Самбу Цыденова способствует эффективному взаимодействию бюро со службами и дирекциями, со структурными подразделениями дороги, с научными и учебными заведениями ОАО «РЖД» в вопросах технико-технологического развития железной дороги...» – так было написано в характеристике для присвоения почетного звания.
Автор: Инна Хламова
Forum with id 24 is not found.