Доска почета отраслевой конкурс


Шестьдесят лет в строю

Шестьдесят лет в строю

Виктор Гиренко , машинист Батайского локомотивного депо
Звезда

Батайчанин, ветеран труда Виктор Гиренко на железнодорожном транспорте отработал в общей сложности 60 лет, из них почти 35 – на одном и том же предприятии, в Батайском локомотивном депо.


Это редкий случай – если учесть, что трудился он не только машинистом, но и на других должностях в разных хозяйствах СКЖД. Куда только не бросала его судьба: и в послевоенный Сталинград, и в Чечню 90-х, где добровольцем восстанавливал железнодорожное хозяйство, разрушенное военными действиями. И лишь когда Виктору Гиренко перевалило за 80, он ушел на заслуженный отдых.


На мой взгляд, такая судьба интересна и по-своему уникальна и вместе с тем типична для его поколения. Думается, в свое время трудовые заслуги этого железнодорожника не оценили в полной мере – ввиду его скромности. К примеру, даже не все коллеги Виктора Ефимовича знали, что он награжден медалями, в том числе «За доблестный труд в годы ВОВ». В советскую эпоху и позже Гиренко не присвоили «Почетного железнодорожника» или, скажем, «Заслуженного работника транспорта», хотя отраслевые награды или звания он заслужил своим самоотверженным добросовестным трудом.


Профессиональное становление


Семья его происходит из донской глубинки. Жили они в Заветинском районе, в селе по соседству с Калмыкией. Военное лихолетье Виктор помнит с отрочества: юный труженик тыла работал наравне со взрослыми.


В 1946-м приехал на станцию Котельниково, где поступил в железнодорожное училище.


– Именно там первый раз в жизни увидел паровоз, после чего решил выучиться на машиниста. Тогда мне было 16 лет, – с улыбкой вспоминает мой собеседник. – Через два года был направлен по распределению в Сталинград, где принял трудовое крещение.


На паровозе кочегаром работать долго не захотел (парень, видать, был с амбициями) и вскоре стал помощником машиниста. Сначала ездил на «овечке», потом Виктору доверили паровозы мощнее.


– Мы тогда обслуживали Сталинградский узел, участвовали в восстановлении будущего Волгограда – перевозили в основном стройгрузы и технику. Город после войны был в руинах, в сжатые сроки его отстроили заново. Приятно осознавать, что отчасти и благодаря нашим стараниям быстро возвели жилые кварталы на главной улице – Мира, построили кинотеатр «Победа».


В начале 50-х с Поволжья на короткое время он вернулся на родину. Гостя у родных, встретил свою судьбу – Тамару, преподавателя русского языка. Поехал с молодой женой в Батайск, куда теща жить позвала.


Где работать, даже вопрос не стоял. Виктор пошел в локомотивное депо, а после службы в армии в 1956 году вернулся на это предприятие. Там постоянно и трудился по своей основной специальности аж до середины 80-х, пенсионного порога.


Освоить новые локомотивы


Поначалу Виктор Гиренко водил паровозы серии «Э» и «Л». Постепенно освоил новые машины – тепловозы и электровозы:


– В 1961-м после курсов в Тихорецкой дортехшколе я «пересел» на тепловозы, чтобы водить грузовые поезда. Старался идти в ногу со временем: когда после электрификации СКЖД у нас появились первые локомотивы на электротяге, то все экзамены на право вождения электровоза сдал экстерном на «отлично».


Последнее объясняется просто: в свободное от рейсов время за четыре месяца прошел обучение. Потому как поставил себе цель: обязательно стать помощником машиниста электровоза и затем нормально пройти обкатку.


Когда работал машинистом, в поездках всякое бывало. Виктор Ефимович не раз предотвращал аварийные ситуации. А еще сам позже помог «обкатать» не одного начинающего машиниста. Хотя, как признался, слово «наставник» не очень любит – для него это слишком глобальное понятие.


– Среди закрепленных помощников хочу выделить Владимира Журавлева – запомнился этот знающий человек. Он стал хорошим машинистом.


Если просмотреть трудовую книжку Гиренко, видно, что трудился машинистом электровоза не долго, так как начальство вновь направило на тепловозы. Но он не был в обиде: раз надо – значит, надо. Интересы хозяйства того требуют. Вот так непрерывно и отработал в Батайском локомотивном более 30 лет.


И вновь – судьбы поворот...


Хотя в депо Виктор Гиренко трудился добросовестно, в 1986 году не могли там новоявленного пенсионера оставить на работе: в связи с внедрением белорусского метода вождения поездов (меньшим числом бригад) у локомотивщиков шли сокращения. Но и после увольнения оттуда Гиренко с дороги не ушел: трудился на разных предприятиях Батайского узла. Спустя три года, едва вырос объем перевозок, руководители депо попросили его вновь вернуться на прежнюю работу. Настоящие машинисты-профессионалы оказались нужны дороге. Виктор Гиренко согласился, не держа никаких обид, и в этом тоже проявился его характер. После повторного прохождения медкомиссии в 1989 году он опять сел за контроллер маневрового тепловоза! И так – до середины 90-х, когда сам решил по состоянию здоровья уволиться из депо. Но не с железной дороги! Гиренко перешел в Ростовскую дистанцию электроснабжения, на должность машиниста передвижной дизельной электростанции. Очень быстро освоил особенности этого агрегата и тонкости новой работы.


Уберег в Чечне ангел-хранитель


Во время спецоперации в Чечне, возникла необходимость ехать туда в командировку. Конечно, Виктора Гиренко никто просто так не стал бы туда посылать. Но он вызвался сам, чтобы не отрываться от коллег по дистанции. Супруга Тамара Ивановна вначале это не одобрила, но потом с выбором упрямого мужа свыклась.


В Грозном, под градом пуль и регулярными обстрелами они обеспечивали электроэнергией предприятия всего железнодорожного узла и уличное освещение прилегающих жилых кварталов. По странному совпадению, одна из тех улиц столицы Чечни носила весьма «говорящее» название – Боевая. Неужели ему там не было страшно?


– Привыкаешь ко всему быстро. Вспоминаю, с неделю в Грозном поработал, а потом на улице у местных жителей спросил: где у вас тут поблизости рынок? На меня смотрели с удивлением: мол, надо же, не боится! Вообще там враждебного отношения к железнодорожникам не ощущалось со стороны мирных жителей, независимо от их национальности. В чем убедились мы и в Гудермесе, где позже трудились. В общей сложности чеченскую вахту прошли за полтора месяца.


Виктор Гиренко был твердо уверен, что вернется оттуда живым и невредимым.


– Думаю, что нашу семью охраняет от бед некая высшая сила, как в народе говорят, ангел-хранитель. Скажем, во время Великой Отечественной войны среди моих родных на фронте было восемь мужиков, в том числе двоюродные братья – все возвратились домой. Другой пример: родной брат Анатолий, военный летчик, в 80-х годах служил в «горячих точках» Афгагистана – и тоже все обошлось, вернулся...


Движение это полноценная жизнь!


Слушая рассказ собеседника, подумалось: нелегко в том возрасте, когда человеку уже за 70, так работать: мотаться по командировкам и быть все время в движении. Ведь, по словам Виктора Гиренко, когда он трудился в дистанции электроснабжения, объездил все крупные станции на Черноморском побережье. Помнит, как в 2003 году ввели в эксплуатацию новую подстанцию в Туапсе, а за добросовестное выполнение своих служебных обязанностей и проявленную при том инициативу его поощрили денежной премией.


– А вот не чувствовал я «груза» своего возраста. Конечно, были в нашей семье проблемы, но я старался не замыкаться в себе и четырех стенах. Главное – жизнь удалась. Наша дочь, Ирина, пошла по стопам своей мамы, она учитель-логопед с многолетним стажем. На предприятии, где я отработал свои последние 16 лет, наверное, меня, как специалиста, ценили и никогда не предлагали отправиться на пенсию.


Решение об этом Гиренко принял сам, в прошлом году.


Но не в характере Виктора Ефимовича вести пенсионный образ жизни. Ему дома не сидится. Нагрузки у него ежедневные и полноценные. Регулярно бывает в Батайском узловом совете ветеранов.


Откровенно говоря, не смог я разгадать секрет жизнелюбия, активности героя данной публикации и ответить на вопрос: откуда на все у него сил хватает?


В начале октября Виктор Гиренко со своими родными в 82-й раз отметил свой день рождения.

Автор: Владимир Тихов


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»