Андрея Топчиева в Ачинском локомотивном депо да и, пожалуй, во всей дирекции тяги знает каждый. Поскольку это уже личность легендарная, можно сказать, четырежды герой.
Встретиться с Топчиевым оказалось несложно. По удачному стечению обстоятельств он оказался в Красноярске, где проходил дополнительную подготовку к сетевому конкурсу машинистов, намеченному на 22 – 24 октября, который состоится на Южно-Уральской железной дороге. Мы созвонились, и Андрей заглянул в редакцию.
Аккуратный, подтянутый, с выправкой как у кадрового военного, с виду явно не рядовой работник хозяйства тяги.
Впечатление оказалось не случайным – Топчиев учился вАчинском лётном училище. Доучиться, правда, не удалось – в период перестройки училище закрыли. Андрей дослуживал в армии обычным срочником, а потом «спустился с небес» на лежащий на земле стальной путь.
Перед глазами был пример дяди Александра Николаевича, машиниста тепловоза. И Андрей решил пойти по его стопам – подался в локомотивщики. Поступил на обучение в помощники машиниста и устроился в депо Карасук Западно-Сибирской железной дороги (сам он родом из Алтайского края, из городка с чудным названием Камень-на-Оби). Но Ачинск, в котором прошли курсантские годы, манил ещё и тем, что сердце парня осталось на Красноярской дороге, где он познакомился с хорошей девушкой Леной, которая в студенчестве ходила к ним в училище на субботние танцы. В общем, любовь позвала.
Три года он проработал помощником машиниста тепловоза, затем обкатался за правым крылом, а в 1998-м получил права электровозника. Сейчас Андрей имеет право управления почти всеми локомотивами, используемыми в пассажирском и грузовом движении.
– Кроме паровоза и моторвагонного подвижного состава, – всё же уточняет он.
И водит Топчиев, имея первый профессиональный класс, как грузовые, так и пассажирские поезда.
– Опыт и хладнокровие, – раскрывает он простой секрет слагаемых успеха хорошего машиниста. – Ну и, конечно, технические знания, внимание ко всем нюансам дороги.
Кстати, знание матчасти и умение применять нестандартные решения выработались у него в поездках по однопутным веткам – на Лесосибирск и Кия-Шалтырь. Осознание, что зимой в 50-градусный мороз на перегоне никто не придёт к тебе на помощь, – сильный стимул. На памяти у машиниста не меньше 30 нестандартных ситуаций, из которых он вышел победителем.
Однажды тепловоз Топчиева по дороге на Кия-Шалтырь сам по себе остановился на перегоне. Проанализировав ситуацию, Андрей пришёл к выводу – в одной из секций полетел поршень, другую секцию завоздушило. Тут же пришла идея, как включить аварийную схему запуска двигателей. Топчиев отправил помощника закреплять состав башмаками (поезд на участке почти постоянно идёт в гору) и попросил чудом оказавшегося в кабине машиниста-стажёра раздеться до трусов. Тот сперва опешил, но доверился опытному товарищу. Стажёру необходимо было в дизельном помещении надавить на топливную рейку. В это время Андрей включил аварийную схему запуска двигателя. Стажёра в дизельном обильно обдало брызгами масла. Так была и проблема решена, и форменная одежда спасена.
Ещё был случай, когда на половине пути до Лесосибирска ночью в сильнейший мороз он увидел на пути человека, подающего какие-то знаки. Следуя инструкции, Андрей остановил тепловоз (мало ли о чём сообщает сигналящий, тем более что впереди был довольно опасный участок пути), а чтобы человек не замёрз, пригласил его в кабину.
– Ходок я, в Енисейск вот иду, – сказал человек, когда его густые усы и борода оттаяли от снега и сосулек.
Мужика согрели горячим чаем, и тогда он снял тулуп, под которым за поясом оказался внушительный топор. Топчиев сделал знак помощнику, и тот под предлогом, что гостю нужно отдохнуть, отвёл его в последнюю секцию и закрыл. А утром, когда пассажир ссаживался в Лесосибирске, бригада поняла, что это был странник-паломник, который шёл в один из монастырей Енисейска.
Как и у многих машинистов, на хобби у Андрея времени почти не остаётся – в семье растут две дочери. Разве что успевает порыбачить летом на Чулыме. Хотя в этом году Топчиевы взяли в аренду небольшой сад. Теперь яблочки и овощи у них на столе свои.
– У вас есть мастерство, опыт, стремление к совершенству, возраст подходящий – 43 года. Не хотелось попробовать себя в качестве руководителя? – спрашиваю я.
– Нет, я уже был машинистом-инструктором и понял – не моё это. Руководитель должен уметь идти на компромиссы, а я слишком прямой. Моё место – кабина, а не кабинет.
Автор: Роман Кайгородов
Forum with id 24 is not found.