Доска почета отраслевой конкурс


Соединяющий берега

Соединяющий берега

Владимир Пестов, мостовой мастер мостового цеха Котельничской дистанции пути
Волжская магистраль

Она старушка. Сто лет не в обед, конечно. Однако через два года стукнет: год рождения в паспорте - 1914-й. Что из нее песок сыпался, все видели. В этом и дело. «Восемьсот пятая» - вот так ее называют те, кто знает более или менее близко. И ценит. Если бы не она, пропуск поездов на станции Котельнич забуксовал бы. А знают старушку в Котельниче благодаря мостовому мастеру Владимиру Пестову. Но все – по порядку.


Нужда заставит булки есть


Из курилки. Появился однажды мастер Пестов на работе на час позже. Участок в недоумении: не похоже на начальника, обычно он приходит первым, уходит последним. Ну, раз что-то выбило руководителя из колеи, постарались в этот день лишний раз его не расстраивать. Отработали ударно - покрасили все мостовые опоры. А на завтра Пестов уже на час ноль пять минут позже! Народ заволновался: может, полторы нормы сделать? Добавим сегодня к протяжке скреплений еще лапчатые и стыковые болты. На третий день мастер уже - на час десять! Команда в замешательстве: «Вызовем на соревнование соседей. А балльность доведем до отличной». Загоняли мастера. Вечером заглядывают ему в глаза: «Вова, ну как ты?» А он: «Устал. Третий день в отпуске, но даже порядок на рабочем столе навести не успеваю».


Специалисты Котельничской дистанции пути Горьковской дирекции инфраструктуры забили тревогу. Признана дефектной водоотводная труба на втором пикете 805 километра перегона Москва-Котельнич. Огромная бетонная труба-ветеран, послужившая магистрали почти век, стала в верхней своей части крошиться и разваливаться на фрагменты. Замены ей нет. Чтобы предупредить развитие трещин и сдвиг элементов, восстановить уже разрушившееся в своде головки необходимо выполнить операцию под названием «нагнетание раствора в тело трубы». Это не составило бы особых хлопот, если бы не величина трубы - два метра шестьдесят шесть сантиметров в верхнем диаметре. Над небольшим сооружением достаточно полазить с ведерочком, поплескать в опалубку крепким раствором. Овоидальный свод головки «восемьсот пятой» так не вылечишь.


Собрались мостовики на совещание. Все глаза - на мастера Пестова. Владимир Анатольевич - знатный рационализатор. В свои сорок три года полмиллиона рублей Горьковской дороге точно сэкономил. Правда, шутит: «Не от хорошей жизни!» В самом деле, почти за тысячу километров от Москвы на маленькие станции не пригонишь технику последнего поколения для одного-двух занедуживших искусственных сооружений. Держать у себя такую технику при малых объемах работы тоже нерентабельно. Можно, конечно, нанять подрядчиков, которые за такую работу обычно запрашивают от пятидесяти тысяч рублей. Но дорого для компании, однако. И долго. Вот и изобретают умельцы «кашу из топора».


- Придумай, Анатольевич! - просило руководство. – Ведь если заштукатурить, а верх потом латать методом наброса раствора, то больше на шею будете закидывать, чем на трубу. Монолита не получится, работа выйдет некачественная, как пропустим ручей под первым и вторым путями?


Всю неделю Пестов прикидывал, чем помочь «восемьсот пятой». Листал старые записи, проглядывал нормативные документы. Решение пришло в утренней электричке по дороге на объект. Так вот, вспомнил Владимир, как во время давнего ремонта опор на большом мосту подрядчики делали цементацию. Он всегда внимательно присматривается к чужой работе и запоминает все полезное. В тот раз увидел он у подрядчиков такой симпатичный нагнетатель с электродвигателем. Как бы изобрести подобное? На мосту даже и электричество можно взять на крайний случай.


Пятьдесят - в пользу дороги


Из курилки. Когда человеку плохо: американский железнодорожник садится в машину и едет к своему психоаналитику; японец грузится в самолет и летит на вершину горы, чтобы уйти в самосозерцание. И только русский выходит со шпалоподбойкой на путь и, дав двести процентов плана, приходит в себя.


Пестов тогда в электричке набросал в блокноте маленький нагнетатель, который можно было бы использовать в полевых условиях. Присмотрелся к эскизу и вдруг увидел в очертаниях придуманной машины ... корпус огнетушителя! Мелькнула смешная мысль: у огнетушителя даже резьба есть, будет к чему присоединить шланг.


Вечером он появился с чертежами у сварщиков. Со старым огнетушителем, как вы уже догадались.


С огнетушителя сняли каркас, подсоединили гофрированную трубу - резиновый шланг большого диаметра. Сварили из уголка основание. Нагнетание цементного раствора «поручили» поршню - чтобы заполнить скрытые полости, раствор нужно подавать под давлением. Не потребовалось даже элетроэнергии. Все делали с расчетом на грубую физическую силу – по закону архимедова рычага. Аппарат встанет выше тела трубы, и за счет разницы в давлении раствор потечет в щели.


Из арматуры с уголком сделали каркас железной рубашки на трубу. Сбили опалубку из досок. И между досками опалубки и «телом» начали закачивать раствор.


«Все примитивно», - пожал тогда плечами Владимир Пестов. А рабочие договорили: «Но додумался только наш мастер». Как минимум пятидесятитысячерублевый заводской ремонт заменила одна рабочая смена токаря и сварщика. Обеспечили монолитность, устойчивость, прочность конструкции. В июле 2012 года трубу на 805 километре вывели из перечня дефектных сооружений. Установку «Нагнетатель цементного раствора ручной» оформили как рацпредложение Владимира Анатольевича Пестова. И можете быть уверенными, в безработных в дистанции нагнетатель не останется. В планах – ремонт трубы с просадкой колец на 932 километре у станции Стрижи, где тоже надо будет заполнять раствором пустоты. А пару недель назад об установке уже спрашивали мостовики из Мурома.


То берег левый нужен нам, то берег правый


Из курилки. Остановился состав перед мостом. Комиссия набежала: почему искусственное сооружение не в порядке, как такое могло произойти? Мостовики руками разводят: сами, мол, не понимаем. Ни секунды не сидим сложа руки: кусты вырубили, сугробы размели... Что еще мосту надо?


Мостовой цех Котельничской дистанции пути занимается текущим содержанием 167 сооружений: 70 водопропускных труб общей протяженностью 1 км 736 м и 97 мостов - 3 км 998 м. Дефектными, то есть требующими особой заботы и вложений, считаются 29 сооружений - это солидный процент. Хотя мост даже в отличном состоянии - это объект пристального внимания ремонтников. Опоры, пролетные строения, тысячи заклепок и болтов... Главная проблема металлических мостов – коррозия: ржавые элементы выводят из строя все сооружение. Поэтому сегодня заклепки меняют на высопрочные болты. Много работ и с железобетонными сооружениями.


Участок Владимира Пестова в эти дни заканчивает бетонные работы по ремонту опоры и сплошной смены бруса на мосту через Вятку. Есть под опекой мастера такое внеклассное сооружение, из-за которого статус дистанции стоит на единицу выше обычного. Вятский - по железнодорожным меркам, крупный мост: полтора километра. В темное время суток наспотыкаешься! Тем более что со светильниками на объекте всегда проблема. Простые, уличного освещения выходят из строя на раз-два: составы мчатся один за другим, грузонапряженность моста - 110 миллионов тонн в год. В пункте обогрева на берегу стены день и ночь не унимаются от дрожи. Чтобы лампы не перегорали, необходимы светильники с хорошими виброгасителями.


Что ни смена – рабочие к мастеру: сделай, чтобы на мосту светло было! Но как продлить срок службы лампы? Придумал, начертил, пошел в мастерскую. Выполнили каркас из уголка и на нем закрепили амортизатор от шпалоподбойки. К нему - привычный уличный светильник. А вверху поставили две растяжки от глушителя «Жигулей». Осветительный прибор большой - 60 сантиметров в высоту. Получилось, что в нижней части вибрацию погасили амортизатором, а вверху, «чтоб не мотылялся от раскачки» - жигулевскими деталями. Три таких светильника уже поставили, благополучно прожили с ними целое лето, ни одной лампочки не перегорело. Как рацпредложение Владимир Пестов эту придумку не оформлял - не был уверен, что заработает. Сейчас подумывает, как этот протестированный продукт размножить на другие мостовые пролеты.


Подчиненные очень даже довольны таким руководством: - Если бы все наши начальники так умели руками водить, то на рабочем горбу нечего было бы и таскать, - говорит при общем одобрении один из бригадиров котельничских мостовиков Олег Ануфриев. - Наш Володя покумекает и на четыре колеса любой груз поставит. А где рабочий человек спины не гнет, там он и на больничном не гуляет и быстрее задание выполнит. Только бы еще не отвлекали не по нашему ведомству.


Мостовики - большая сила. В самом деле, случается, что и кусты рубят, и шпалы меняют, и снег чистят. Это они называют «не по нашему ведомству». Хотя понимают, что дело у всех общее - безаварийный пропуск поездов. А вот если соседям помогает Пестов - все рады. Тут недавно кочегары посетовали: пыльно в котельной мостового цеха. Кто-то передал мастеру. На следующий день он принес чертеж вентиляционного устройства из обычного прочного короба. Через сутки вентиляция заработала.


Глубинка всегда выживала такимикулибиными. Сначала – наладчик путевых машин и механизмов, потом – ремонтник искусственных сооружений и паралельно студент-заочник, наконец, инженер-механик Владимир Пестов - «мужик с головой и руками» из тех, кто нужен железной дороге как рельсы и шпалы. Понемногу изобретал всегда, к этому, кстати, сейчас приучает и сыновей - детей у него трое. «А когда пришел на дорогу и узнал, что за техническое творчество еще и деньги платят...!» - иронизирует сам над собой Володя.


Знаете, о чем мечтает? «Вот дадут на мостовой цех автомобильчик УАЗ- «Фермер», так мы из него не просто перевозочно-обогревочный пункт, мы передвижную мастерскую с компьютерными технологиями сладим!» Кто бы сомневался.


Из курилки. Крутой - не тот, кто покупает машину, чтобы ездить до работы, а тот, кто строит дом недалеко от работы, чтобы туда пешком ходить.


Автор: Лариса Андрюшина


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»