Доска почета отраслевой конкурс


Атлант главного хода

Атлант главного хода

Александр Ошкин , дорожный мастер Опытной Московской дистанции пути
Октябрьская магистраль

Старшему дорожному мастеру Опытной Московской дистанции пути Александру Ошкину присвоено звание «Заслуженный работник транспорта РФ».


В Решетниково к скоростному ходу, по которому летают «Сапсаны», примыкает малодеятельный, что ведёт к Конаковской ГРЭС имени 50-летия СССР. Столкновение советского прошлого и эры высоких технологий встречаешь в провинции повсюду. Оба направления, а в сумме это более 80 километров, находятся под пристальным вниманием путейцев четырёх околотков, руководит которыми Ошкин.


Скоро очередное «окно», потому Александр Сергеевич первым делом направился с заявкой к движенцам, в дежурку поста ЭЦ. Его мобильный телефон надолго не умолкает: хозяйство не только сложное, но и очень беспокойное, забот невпроворот. Выгрузка шпал, засыпка хопра, в преддверии зимы – ремонт табельных и бытовок...


– Путь мне нравится. Конструкция интересная, получаемые в профессии знания нужны по жизни. Да и на свежем воздухе целый день, – искренне говорит он.


Клин стал для Ошкина второй родиной много десятилетий назад, когда молодой путеец променял работу технолога в аппарате дистанции на линейную – стал помощником мастера, через год – бригадиром, а ещё через год – мастером. Быстрый рост – показатель того, что парень привык действовать и не боялся брать ответственность на себя.


– Отец трудился всю жизнь машинистом, водил паровозы, тепловозы. Брал и меня с десяти лет на огнедышащую машину. Помню, даст лопату: «Бросай туда!» – и вместе с бригадой посматривает. Открываю створки – и машу. Затем депо перевели в Узловую Тульской области, где всё держится на угле да на железной дороге, – вспоминает Александр. Для него типы паровозов – не мёртвые имена, слушаешь его – и перед глазами так и встают живые машины: «Лебедянка», «Сушка».


Школа жизни


Саша с 14 лет занялся штангой, попутно – лёгкой атлетикой, метанием молота. Дошёл до кандидата в мастера в первом виде и до первого разряда – во втором. Ездил неоднократно на первенство вузов МПС.


– Тренировки приносили радость, в месяц результат рос на 5, а то и 7 кг, – разматывает прошлое Александр Сергеевич. Так закладывалось терпение, умение держать удар, воспитывалась воля в достижении цели. Он и теперь поддерживает увлечение монтёров спортом, одобряет тех, кто после работы встаёт к теннисному или бильярдному столу.


До окончательного поворота к «железке» была армия. Не всякого возьмут в авиацию дальнего действия – его взяли. Полк летал на бомбардировщиках ТУ-16 – одном из самых долгоживущих боевых самолётов, шедевре конструкторской мысли, стоявшем на вооружении более 50 лет. Дорос до сержанта, стал механиком по артиллерийскому и бомбовому вооружению. Каково после приземления машины снимать на регламент пушку весом 46 кг, зимой, на ветру везти её на санках на стенд! За плечами была работа электромонтёром, знакомство с паровозом. И потому разборка, смазка, сборка 23-миллиметрового орудия шла как по маслу. Только внимание! Раз Александр при осмотре обнаружил в затыльнике пушки трещину – так заработал отпуск на родину.


– В армии интересно! Людей познаёшь, – считает капитан запаса Ошкин. – Там настоящие люди, настоящая дружба.


Основательность, работа без суеты – это тоже из армии. Ведь цена ошибки как в армии, так и на «железке» – жизнь, часто и не одна.


Асы стрелок


В 70-х началось внедрение скоростного движения, появился ЭР-200. Под него «перелопатили» главный ход, совершенствовали верхнее строение пути. Стали появляться новые модели стрелочных переводов – путейцы околотка Ошкина сами разбирались по инструкциям и паспортам, сами собирали и укладывали устройство. И когда с завода приезжал представитель, у них уже был опыт эксплуатации новинки.


Реконструкция под более высокие скорости, предварявшая запуск «Сапсана», не застала Александра врасплох. Собрали и уложили два проекта стрелок с непрерывной поверхностью катания на дереве и два – на бетоне. А это конструкция в 40 метров длиной. Лишь потом пришла ПМС-82 – спец по стрелкам. Год грядущий несёт Решетниково дальнейшую модернизацию: для повышения скоростей при прохождении станции будет уложено три перевода самого современного проекта 27-68.


Ученик, учитель


Дорожным мастером по Клину, когда туда пришёл Ошкин, был Александр Борисович Блохин. И он, и Иван Васильевич Семенюк, с которым Александр работал уже в качестве старшего дорожного мастера, – примеры профессионалов, путейцы до мозга костей. Знали все нюансы. И умели работать в команде – решали сложные вопросы сообща.


– Старшее поколение – они работали с увлечением. Да и нельзя иначе на железной дороге. У кого этого нет, долго не задерживается. Отсидеться на обочине? Не дело.


Теперь и у него ученики. Владимир Леонов, Евгений Юшин благодарныОшкину за школу, неравнодушное отношение, терпение. С годами выработался и свой стиль в управлении людьми. Поставить задачу, объяснить технологию – только потом командуешь и спрашиваешь. Конечно, не забыть о добром слове, похвалить, когда есть за что.


Четыре дня длился ремонт напряжённого переезда на 34 км ветки на Конаково. Хоть и были мобилизованы знающие бригадиры, мастера, Александр Сергеевич стал руководителем работ не номинально.


– Всё прошло предельно чётко, организованно, хотя координировать приходилось много операций сразу, – говорит дорожный мастер Андрей Болтач. – Подход Сергеича сродни отеческому отношению командира на поле боя, когда бойцы вместе плечом к плечу неделями, месяцами.


Стал Ошкин учителем и для старшей дочери Юлии: она работает в цехе дефектоскопии дистанции. Шагает с тележкой по шпалам, а это вам не асфальт Невского проспекта. Поезда ходят, как в метро, только тележку успевай убирать. Устаёт, да ведь это семейная дорога. Жена Александра Сергеевича – Елена Васильевна – много лет проработала бригадиром по переездам.


Дом


Четвёртый год Ошкин строит собственный дом в деревне. В одиночку, по своему проекту, в 12 километрах от города. При выпуске из МИИТа тогда путейцы получали и квалификацию строителя. Саша же ещё ездил в стройотряды.


– Сочи меня ещё с тех времён помнит, – улыбается. – Построили коллектор, а в Смоленске стоит наш коровник.


Задача – до зимы дать отопление в своё детище. Сын Василий подключился недавно, ему тоже надоело жить в многоэтажке.


Дружная семья – Ошкин с женой Еленой Васильевной, сын и дочери Юля и Настя с семьями, сваты – любят собираться за общим столом. Душевно, по-русски – попеть, потанцевать. Двое внуков частенько проводят время с бабушкой и дедушкой.


Всё по прописям: детей (троих) родил, дерево посадил, осталось дом возвести. Полученное недавно звание заслуженного работника транспорта – заслуженная, но явно промежуточная награда. Ошкин не стоит на месте. Он – в пути.


Автор: Владимир Саблин


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»