Доска почета отраслевой конкурс


«Порядочность» – слово ключевое

«Порядочность» – слово ключевое

Александр Скворцов , старший дорожный мастер Курганской дистанции пути
Призыв

Порядочность и добросовестность – черты, всё реже встречающиеся в суматошном XXI веке. Но это главные качества Александра Скворцова. Всю жизнь стремится содержать железнодорожный путь так, чтобы поезда по нему мчались без задержки.


Нелёгкая работа путейца – и зимой, и летом под открытым небом. То мороз такой, что врагу не пожелаешь, а то жара страшная, как этим летом. Старший дорожный мастер Александр Скворцов уже четверть века работает на совесть при любых погодных условиях.


Александр Скворцов провожает взглядом разгоняющийся грузовой поезд с новенькими, радующими глаз вагонами «ЮниТранс».


– Сейчас выйдет за город, наберёт скорость. Помчится... – мечтательно говорит он.


Значит, путь исправный, предназначенный для высокой скорости. А сколько надо вложить в него сил, поползать по нему, не обделить вниманием и заботой!


К своей мечте работать на железной дороге Александр стремился с детства. Он жил в казахстанской деревне рядом со станцией Пресногорьковская и всегда любил смотреть на проходившие поезда. Думал: обязательно буду здесь трудиться. Перед службой в армии успел вкусить прелесть путейского дела и, отслужив, вернулся сюда же, в Курганскую дистанцию пути. Помнит даже тот день – 12 июля 1988 года. Именно тогда начался непрерывный отсчёт жизни на родной железной дороге.


Знаний, полученных в Курганском железнодорожном училище, вполне хватало, чтобы работать спокойно, без лишних вопросов. Знал: вот это железнодорожный путь, который всегда должен быть исправным. ­Поезда должны идти без риска и опозданий.


Квалификация Александра Скворцова росла: монтёр пути третьего, четвёртого, пятого разрядов. Его учителями были классные специалисты – Владимир Кудрин, Анатолий Юров. От них, вероятно, и зародилось в душе Скворцова стремление доводить любое дело до конца.


Его участок можно назвать идеальным. Кривых малого радиуса немного. Только лишь на участке Курган – Курганка радиус кривой 250 – 300 метров. Но это не значит, что забот меньше. Всё равно надо поддерживать путь так, чтобы поезда не тянулись, а быстро проходили. На подходе к большому городу – на Галкинском участке, к примеру, поезда держат скорость под сотню километров. Солидно! По Кургану – 40–45. Больше и не надо, потому что здесь – горловина, стрелочные переводы.


Круглый год круговорот забот. Зимой по-особенному тревожно: из-за морозов стыковые зазоры увеличиваются. Приходится ограничивать на этом участке скорость. Александр Анатольевич говорит об этом с сожалением.


На его глазах путь менялся в лучшую сторону. Почти не стало деревянных шпал – всё на железобетоне. Это результат капитальных ремонтов, в которых он, конечно, участвовал вместе со всем своим коллективом. При модернизации провели глубокую очистку балласта на 40 сантиметров, не стало асбеста, при котором нередки были выплески. Вместо него – щебень. После такого ремонта путь стоит надёжно и выдерживает осно­вательные нагрузки. Почти до 30 километров возрос на его участке бесстыковой, так называемый «бархатный», путь. Он, конечно, прибавил забот: глаз да глаз нужен за «бархатом» – и морозной зимой, и жарким летом.


Вот и техника на текущем содержании и ремонте пути также стала другой. Пришёл удивительный станок СТС – компактный, мобильный, легко просверлит любой рельс. Помогает и станок «Партнёр»: он быстро рельс режет. Появились портальные краны, которые без устали поднимают рельсы и совершенно безопасны для путейцев. Отлично работают и высокопроизводительные австрийские тяжёлые машины «Дуомат» и «Унимат». Они компьютеризированы и при выправке пути и капитальных работах незаменимы. Есть ещё и выправочно-подбивочно-отделочная машина ВПО-3000. Но и этого богатства Скворцову мало. Александр Анатольевич ждёт, когда дистанция пути пополнится надёжными гидравлическими домкратами – они очень нужны путейцам.


Мастера тревожит и нынешняя печаль вагонников – качество литья деталей подвижного состава. Казалось бы, какое отношение имеет это к работе бригад Скворцова? Оказывается, самое прямое. Этой зимой почти все путейцы Скворцова в авральном режиме устраняли последствия ЧП – схода двух грузовых вагонов на перегоне Курган – Утяк. Произошло это по причине излома боковой рамы тележки у одного из вагонов. Типичный, увы, брак завода-изготовителя, плюс невнимание осмотрщиков вагонов ближайших станций. Все дистанции пути Курганского региона работали на этом происшествии. Колёса сошедших вагонов так прошлись по пути, который был недавно капитально отремонтирован, что на него было страшно смотреть. Железобетонные шпалы на протяжении четырёх километров были раскрошены до основания, японские рельсы погнуты. Ущерб дороге огромный. А сколько ещё предстоит трудов, чтобы окончательно восстановить этот участок! До сих пор эта картина ярка в памяти Скворцова.


Под командой Скворцова три дорожных мастера и десятки монтёров пути. И каждого из них он знает и в каждого верит. Вот Андрей Тычко – мастер обязательный и исполнительный. Такой же и Фёдор Иньков – замечательный человек, на которого можно положиться. Алексей Матузов – очень надёжный. Каждый из них верит в своего старшего дорожного мастера. Один из первых учеников Скворцова Аркадий Загоровский – бывший монтёр пути, а сейчас заместитель начальника дистанции по кадрам и социальным вопросам, с удовольствием говорит о своём бывшем наставнике:


– Мы познакомились в июле 1995 года. Александр Анатольевич учил меня не столько премудростям работы, сколько отношению к ней. Говорил: не бросай работу, пока не доведёшь дело до конца, всматривайся в дорогу, находи неисправности и сразу устраняй их. Я понял, что такое скорость поезда на нашем участке и отчего она бывает низкой. Мы с ним одного возраста. Но в нём было, не преувеличу, много отеческих чёрточек: справедливый, заботливый, внимательный.


Начальник Курганской дистанции пути Валерий Бахарев говорит об Александре Скворцове как о высоком профессионале:


– Он знает, как поступить, быстро принимает решение, как выполнить работу, умеет организовать людей. Если ему сейчас дать молоток или ключ, то он молодых за пояс заткнёт. Профессионал! Люди его уважают. И не обижаются, даже если он наказывает их. Значит, так и надо: заслужили. Надо исправлять ошибки.


О нём говорят: скромный, добросовестный, порядочный. И слово «порядочность» здесь ключевое. Если Скворцову дали задание, ночи спать не будет. Будет выполнять. Или попросит помощи, если он в ней нуждается. Редкий герой нашего прагматичного и эгоистичного времени.

Автор: Вячеслав Аванесов


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»