Работа и жизнь настоящих железнодорожников всегда жестко подчинены ритму магистрали. Если выдерживаешь такой ритм, судьба будет к тебе благосклонна. В этом уверен начальник станции Томусинская Андрей Козлов, с которым встретился корреспондент «Транссиба».
Станция Томусинская стала знаменита в этом году прошедшим тут всекузбасским Днем шахтера. Для Андрея Козлова, который почти шесть лет возглавляет коллектив станции, торжествам предшествовала полугодовая подготовительная работа. В течение этого периода приходилось буквально ночевать на рабочем месте. Но для него такие трудовые будни – не впервой, а новых сил придало рождение 13 августа сына Виталия.
– Всего неделей позже Дня железнодорожника, хоть мы и не планировали такого с женой! – искренне восхищается он.
Карьерный марафон
Андрею Козлову – 32 года. Молодой специалист многое повидал в жизни: Томусинская – уже пятая станция, где он трудится. А начинал он мойщиком-уборщиком подвижного состава на станции Малиновка, недалеко от родного города Калтана. Пришел туда после Томского техникума железнодорожного транспорта, который окончил по специальности «Организация перевозок и управление движением».
Разумеется, должность мойщика вагонов отнюдь не была пределом мечтаний 19-летнего железнодорожника. Поэтому, когда узнал, что появилась вакансия дежурного по станции Мундыбаш, решил попытать счастья, поехать и поговорить с руководством. И… получил отказ.
«Ты только после техникума, обучать тебя долго, а мне человек нужен уже сейчас», – категорично заявил ему начальник станции Мундыбаш Александр Горякин. Но первая неудача не заставила опустить руки. Парень лишь попросил иметь его в виду в качестве «резерва» – вдруг понадобятся кадры? И, чтобы уж совсем не уезжать не солоно хлебавши, зашел к дежурной по станции, посмотрел, как на Мундыбашском узле ведется работа.
– Интересно было, – вспоминает Андрей Козлов. – Подумал сначала, что справиться тут просто невозможно – три трубки телефонные в руке, плюс педаль парковой связи… Думаю, как же она в голове держит, где что стоит на пути, и успевает еще со мной общаться?
Буквально через месяц «звезды сошлись»: начальник станции Мундыбаш все же приехал и позвал молодого и настойчивого специалиста работать дежурным по станции. Через полгода Александра Горякина переводят в ревизоры движения участка, а на его место приходит Наталья Князева, которой Андрей по сей день благодарен, как наставнице. Она помогала ему во всем, разглядев потенциал специалиста, учила премудростям профессии. Но и ученик ей попался внимательный.
Через полтора года уже достаточно опытного Андрея Козлова представляют на должность начальника станции Тенеш. Ему тогда был всего 21 год. Станция, в основном, занималась сбором порожнего состава и переброской его на станцию Каз.
Личная жизнь молодого начальника станции в то время не складывается, «дает трещину», как говорят в народе, поскольку первая жена устала от бесконечных переездов, проблем с жильем и бытовой неустроенности. Росла у них уже дочь Настя, а с ребенком мотаться по станциям вдвойне тяжелей.
– В конце концов, решили разойтись, – просто говорит Андрей. – Мне выделили комнату в общежитии рудника, а бывшая жена уехала с дочерью к родителям.
Работа на Тенеше помогла молодому специалисту еще набрать нужного опыта, чтобы через год вновь вернуться на Мундыбаш, но уже в должности заместителя начальника станции. Параллельно, поняв, что полученного в техникуме образования начинает не хватать, Андрей поступает в Сибирский индустриальный университет в Новокузнецке.
Беда одна, восприятие – разное
В 23 года ему предлагают принять станцию Терентьевская. Там приходилось ему и жить буквально в кабинете, ожидая сдачи в эксплуатацию дома, где обещали дать служебное жилье, и работать ночами за составителя поездов, потому что своего на станции третьего класса не было, были лишь дежурные по парку. Сам садился на вагон и маневрировал…
Зато наладилась жизнь семейная. Со второй женой Андрей познакомился в больнице, в Новокузнецке, где лечил отит. Наталья по профессии медик, вот так их и свела судьба.
– Я очень благодарен жене, что согласилась создать со мной семью и терпеть всю эту неустроенность, – с теплотой говорит Андрей. – Первым у нас родился сын Лев, сейчас он уже пошел во второй класс, занимается в художественной школе, спортом, хочет изучать английский...
Там же, на Терентьевской, произошел с ним случай, который, несмотря на давность, живо помнится до сих пор.
В тот вечер начальник станции, как уже повелось, допоздна был в рабочем кабинете, когда пришел на станцию последний на сегодня электропоезд. Завтра он же должен был ранним утром повезти пассажиров обратно, в Новокузнецк. Машинист и его помощник закрепили состав, как вдруг произошел пережег контактного провода, и тот начал бить по крыше вагона, рассыпая искры в ночной тьме.
– Это было жуткое зрелище. Почему-то не сработала аварийная автоматика, провод остался под высоким напряжением, прожег металл, обшивку, начался пожар в вагоне. Хорошо, в электричке уже никого не было, – вспоминает события той ночи Андрей Козлов. – И еще тогда меня поразило одно обстоятельство. Понимаете, станция Терентьевская небольшая, все друг друга хорошо знают, и в домах недалеко от «железки» живут, в основном, те, кто работает на дороге – путейцы, СЦБисты... Так вот на перроне, поглазеть на пожар, собралась довольно большая группа этих железнодорожников. Отпускают шуточки, наблюдают, как локомотивная бригада буквально в огонь идет. И не пытаются помочь. Это был первый раз, пожалуй, когда я столкнулся с непонятным мне равнодушием... К счастью, таких людей на дороге раз-два и обчелся.
Последние слова Андрей произносит, словно в успокоение себе. Признается, что много раз потом прокручивал в памяти тот эпизод с пожаром...
Сам он тогда собрал все имеющиеся близко огнетушители и бросился вместе с локомотивной бригадой тушить электричку. Дым был такой, что ничего не видел на расстоянии вытянутой руки. Но вагон удалось спасти. А через несколько минут приехала и пожарная машина из соседнего Прокопьевска.
– Потом говорили, что могли и к награде меня представить… При разборе эпизода допытывали, как все было, и чуть не героем называли. Да зачем мне она, награда эта, главное, что справились, потушили вагон, а о героизме я и не думал, – говорит Андрей.
И задумчиво добавляет:
– Так и не могу понять, почему люди, работники той же станции, видя, что случилось такое несчастье, даже не попытались помочь. Единственное, что вынес из этого случая – усвоил, что беда всегда притягивает людей. Но, к сожалению, встречаются и равнодушные люди, которые только наблюдают, как кому-то тяжело.
Семья важнее всего!
В 2006 году Андрей занимает должность начальника станции Томусинская. Семья размещается в служебной трехкомнатной квартире. Здесь в 2009 году родился еще один сын, Константин. Недавно он пошел в новый детский садик, открытый в Мысках к Дню шахтера, с современными игровыми комнатами и бассейном.
А полтора месяца назад на свет появился четвертый ребенок Андрея – Виталий.
– Значение этого имени «жизненный», потому и назвали Виталием, – говорит начальник станции. – Я верю, что в жизни все взаимосвязано, все происходит не зря.
В доказательство этого он приводит даты рождения троих детей от второго брака. Лев родился 4 мая 2004 года, практически на майские праздники, Константин – 31 декабря 2009-го, в Новый год, Виталий – неделей позже Дня железнодорожника в этом году. «Праздничные», счастливые дети, уверен он. И в который раз произносит слова благодарности жене, не испугавшейся судьбы супруги железнодорожника, говорит, что именно у нее, а не у него, нужно учиться мужеству.
Новая семья ни в коем случае не отменила общения с дочерью. Андрей не забывает ее, вместе они обсуждают успехи в школе, домашние дела. Надеется, что Настя будет развивать свои художественные и музыкальные способности. Кстати, и она родилась 6 ноября 2001 года – тоже дата, по большому счету, предпраздничная. Так что есть что-то в теории «неслучайности» Андрея Козлова, это факт.
Сейчас, с появлением Виталия, 37-метровая служебная трехкомнатная квартира уже стала тесной для пятерых, признается начальник станции. И мечтает переехать в более просторное жилье, хоть его жена и довольна всем – и не так жили, говорит.
Но, несмотря на всю неустроенность, бесконечные переезды, подчиненность жизни жесткому ритму железной дороги Андрей Козлов не считает себя в чем-то обделенным. И не считает возможным расстаться с железной дорогой. Она, и только она дала ему любимое дело, здесь он на своем месте. И верит в лучшее.
Автор: Андрей Чернобылец
Forum with id 24 is not found.