Спокойная, приветливая, образчик исконно русского женского характера. Когда на остановочном пункте Янгарка ее похвалили члены комиссии начальника дороги, Александра Пушина вдруг залилась румянцем. А серебряный чайный прибор казаковской филиграни, который ей вручили за эталонное содержание пассажирских обустройств, тут же отдала в руки подчиненным.
Хозяйка шести вокзалов
За один месяц лета она со своей малочисленной командой сделала две платформы в Урене, потом покрыла сайдингом здание в Пижме. Хотите – верьте, хотите – нет: по собственной инициативе. Пушина – из тех редких исполнителей, кто не ждет комиссионных осмотров и запротоколированного перечня замечаний. Хотя слово «исполнитель» – даже в сочетании с прилагательными «отличный», «добросовестный», «аккуратный», которыми награждают ее производственные характеристики, – по отношению к этой удивительной женщине уместно менее всего.
Александра Валерьевна – хозяйка шести небольших вокзалов и пассажирских павильонов, 23 остановочных пунктов в самой глубинке России. Протяженность участка, за которым она присматривает, – 192 километра: от Перехватки до Шерстков. На таком длинном пути в непосредственном ее подчинении – электрик, сварщик, дежурный по вокзалу, двое рабочих. Все заботы о большом хозяйстве – от освещения и малярки до срочных инженерных заключений – в их руках. Сама Пушина в течение одной недели хоть раз появляется на каждой из 45 платформ, встречается с территориальной администрацией, решает вопросы со смежными службами.
Содержать вокзалы и платформы в эстетическом состоянии, поддерживать порядок, обеспечивать информацией о режиме работы и расписании поездов – ну на чьи плечи еще положишь ведение беспокойного дома!
Александра родом из этих лесных краев, из Уренского района. «Где родился, там и пригодился», – улыбается она. На железной дороге – с весны 1981 года. Начинала билетным кассиром на станции родного райцентра.
В 2005 году, когда построили новое здание уренского вокзала, его начальником назначили Пушину.
После структурных преобразований вокзалы разделили на две части. Крупные ушли в ДЖВ. Остальные – в Дирекцию пассажирских обустройств, где должности начальника вокзала нет. Сегодня Александра Валерьевна – начальник Шахунского участка производств Горьковской дирекции пассажирских обустройств.
Обязанностей только прибавилось: от проверок пожарной безопасности до прокурорских рейдов любого направления. По билетной кассе, к примеру, начальник участка производств должна знать ответ на любой вопрос: от «Почему не тем тоном ответила кассир?» до «Как правильно заполнить этот билет?». А последняя прокурорская проверка касалась платформ и обеспечения доступной среды обитания для граждан с ограниченными физическими возможностями. Каждая платформа должна быть оборудована пандусом для схода инвалидов и съезда инвалидной коляски – вот последнее требование времени. Пушина требования выполняет.
Но король – пассажир
– Мы работаем на пассажира, он король. Так меня учили, – говорит Александра Валерьевна. – Пассажир теперь грамотный, а часто случается – капризный. Угодить такому сложно. Но стремиться к этому надо.
Они стремятся, и не безуспешно. Вот, казалось бы, очень обыденная, однако деликатная и, тем не менее, жизненно востребованная услуга – железнодорожный туалет. Редкий из нас не воспользовался. И совсем уж редкий не сказал едкого слова. Особенно если за плату: бесплатно железнодорожный туалет можно посетить лишь с билетом в кармане максимум за пару часов до отправления.
А вот в Книге жалоб и предложений Шахунского участка производств Пушиной как раз ни одной жалобы. Благодарности есть. Попросите книгу и убедитесь.
А как не благодарить за чистоту и порядок? Особенно если это единственный общественный туалет в городе, как, например, в Урене, где рядом с железнодорожным вокзалом еще и автостанция, и торговые площадки.
И не думайте, что это пустое. Выручка с платных туалетов участка Пушиной – 36 тысяч рублей в месяц. Получается, что половина всех сборов с ее вокзалов – от продажи билетов, сдачи площадей в аренду…
Кто везет, на того и грузят
Участок у Александры Валерьевны сложный. Два ее вокзала маленькими никак не назовешь: на станции Ветлужская и в Урене. Их, кстати, можно без натяжки назвать пушинскими вокзалами. Ветлужскую Александра Валерьевна пускала в августе 2008 года, уже будучи начальником участка. После этого через шесть месяцев в строй ввели Шеманиху, а еще через год – Тоншаево. В Шеманихе и Тоншаеве вокзальные павильоны под ее приглядом строили заново по готовым проектам: первый старый сгорел, другой снесли как обветшавщий.
А вот ветлужский пришлось реконструировать. И это отдельная история. К тому времени у Пушиной уже был опыт в строительстве. Недавно сдали ее родной Урень. Причем она, в ту пору старший кассир, получила выговор. Хотите – верьте, хотите – нет: за неудовлетворительное руководство стройкой. Тогда Александра еще не могла понять: почему кассир виновата в том, что возведение здания затягивается? Однако взяла на себя дисциплину на строительной площадке. С этого, можно сказать, все и началось.
Когда встал вопрос о реконструкции маленькой Ветлужской, старший кассир уже примерно знала, что делать. Планировкой будущего вокзала и планированием строительных работ они с начальником станции Людмилой Нефедьевой занимались сами. Где лучше разместить кабинет начальника? Где – санитарно-гигиенический комплекс? На старом месте остались лишь товарная контора и билетная касса. Остальное переделывали на ходу. Вечером садились в кружок с работниками из подрядной организации и решали: завтра будем делать вот это. Строители тогда попались ответственные. Начали стройку в ноябре 2008 года, закончили в сентябре 2009-го.
И семеро одного ждут
За исполнительность и инициативу – две стороны одной медали – Пушину награждали уже много раз. Благодарностей и почетных грамот – не счесть. За вокзал на Ветлужской вручили именные часы начальника дороги, за Урень – звание «Почетный работник ГЖД». К 150-летию Горьковской магистрали Александра Валерьевна получила награду – знак «30 лет безупречной работы на железнодорожном транспорте». Дело за орденом.
Однако любые награды перетянут на чаше весов те короткие (и уже поэтому исключительно сильные эмоционально) посылы чувства благодарности, которое испытывают жители глубинки к ней, а значит, к железной дороге. «Наша Александра всегда с головой». «Платформы у нее блестят, накрашены, побелены. Информационные щиты – дизайнерская работа. На наших вокзалах стало тепло, уютно».
– В Горьковском регионе семь производственных участков Дирекции пассажирских обустройств, но Пушинский – единственный в своем роде. Крупнейший и самый стабильный, – говорит начальник Дирекции пассажирских обустройств Андрей Бычихин. – Системы жизнеобеспечения регулярно тестируются, все в рабочем состоянии. Александра Валерьевна – отличный работник. Решает вопросы на месте. За лишним обращаться не будет. Все видит сама: вот так было бы лучше! Не дожидаясь согласования, берет на себя. И не было случаев, чтобы мы это не оценили.
Делай как я!
Говорят, в женском коллективе всегда сложно. Александра Пушина 28 лет работала с билетными кассирами, и они утверждают, что всегда была с ними «к плечу плечо».
– И вдруг в новом штате у меня слесарь, столяр, разнорабочие, – вспоминает Пушина события трехлетней давности. – Долго думала, каких выбрать? Что это должны быть за люди: по характеру, образованию, возрасту. Железная дорога – предприятие со стабильной зарплатой. Для деревенской провинции это находка. Поэтому выбор, в самом деле, был. Пришли серьезные мужики с жизненным опытом. Рукастые. Не пожалела об их зрелом возрасте: есть непьющие, некурящие. Молодым нашим новичкам хороший пример.
Хотя, если сказать по совести, лучший пример и новичкам, и «старичкам» – сама Пушина. «Берет лопату и – вперед!» – вот так отвечают на вопрос «Она какая?» подчиненные и начальники Александры Валерьевны. Сама же она отсылает принцип работы «Делай как я» своему первому наставнику, экс-начальнику станции Урень Галине Смирновой: «Вот кто пример! В смену Смирнова могла подписать несколько отчетов разных служб, в каждом исправить недочеты, а потом прийти проверить, все ли соответствует действительности». Галину Аркадьевну и сейчас, после ухода на пенсию, станционники называют «плодовитая яблоня»: «...а мы – ее яблоки». Что там народная мудрость говорит про яблочки от яблони?
Профессионализм – это опыт, помноженный на образованность. А в какой-то момент Александра Валерьевна поняла: знаний не хватает. Строительное училище за спиной уже перестало быть надежной опорой. Тем более что на железную дорогу пришла электронная техника. Юные начали запросто общаться во Всемирной сети, как семечки щелкали премудрости билетных «Экспрессов». Александра поняла: отстать – это плохо. Села вместе со школьниками на учебную скамью Нижегородского железнодорожного техникума и успешно закончила его. Муж, монтер пути, с гордостью говорил: «Стала первым в роду дипломированным специалистом». Дочь, дежурная по вокзалу в Урене, тоже гордится.
И льнет к Александре все деловое и доброе – к богатой душе, хозяйской хватке. Считают ее достойным попутчиком по жизни и руководители местных администраций. Но самые тесные отношения у Пушиной – с начальниками станций, на территории которых стоят здания ее вокзалов: Людмилой Нефедьевой, Ольгой Кулигиной, Ларисой Вершининой, Светланой Молотовой, Татьяной Кукушкиной, Ольгой Артамоновой. С такими же, как она, простыми русскими женщинами, на которых держится наш мир. Судьба каждой – филигрань.
Автор: Лариса Андрюшина
Forum with id 24 is not found.