Доска почета отраслевой конкурс


БАМ плохому не научит

БАМ плохому не научит

Наталья Мичковская, заместитель начальника по управлению перевозками северного района управления Тайшет– Хани – Усть-Илимск
Восточно-Сибирский путь

В утренние часы после пересмены в Дирекции управления движением наступает самое настоящее броуновское движение. Подводятся итоги суток, а они, как правило, спокойными не бывают. Движенцы озабоченно бегают по кабинетам. Только поездные диспетчеры в это время стараются показать свои невозмутимость и спокойствие. Им суета ни к чему, у них как на ладони вся работающая дорога.


Поговори сама с собой


У посторонних, побывавших в Центре управления перевозками, диспетчерское «священодействие» вызывает трепет и смущение. Впору головной убор сдёрнуть. Но и здесь порой такие кипят страсти, что пыль до потолка. В такие вот минуты я и оказался в ЦУПе.


С утра пораньше какой-то ошалелый водила на КамАЗе вблизи станции Вихорека врезался в опору путепровода. Отсюда и профессиональный переполох. Что да как, требуется ли поддержка техники для беспрепятственного пропуска поездов. Хотя непосредственной угрозы безопасности движения инцидент не представлял, движенцы, следуя букве инструкций, были, как говорится, начеку...


– Вот вы спрашиваете, почему мы по двенадцать часов работаем, а не сутками смены закрываем, – усмехается локомотивный диспетчер Олег Баженов и кивает на озабоченно снующих по диспетчерским секциям со стеклянными перегородками движенцев. – Кто подобные стрессы может выдержать более двенадцати часов?


У Натальи Мичковской, поездного диспетчера с 16-летним стажем, а ныне заместителя начальника по управлению перевозками северного района управления Тайшет – Хани – Усть-Илимск, тоже кошки на душе скребут. Не только от дикой выходки вихоревского водилы (не такое видала), но и оттого, что вернулась из далёкого Светлогорска, что в Калининградской области, со спартакиады ветеранов не с победой. Только вчера вернулась, а сегодня с раннего утра собралась на смену...


Цветными ниточками расцвечены мониторы компьютеров, стол завален деловыми бумагами, в руках старенький заточенный карандаш, рядом истёртый ластик и калькулятор, парочка телефонов – вот, собственно, и всё хозяйство Мичковской. Сейчас ей ни в коем случае нельзя мешать – подводятся итоги прошедших суток. Данные о ходе перевозочного процесса должны быть на столе у начальника дороги. Сижу и прислушиваюсь к потаённому ритму обыденной диспетчерской жизни.


«Витя, на Забайкальск большая руда сегодня пойдёт», – предупреждает она коллегу с Забайкальской. «Серёж, на Вихоревке первый путь закрыли, ты в курсе?» – сообщает тайшетскому движенцу. «Алё, Хабаровск, Жень, ты сколько сегодня возьмёшь?» – напирает на соседа с Дальневосточной. И так несколько дообеденных часов телефонных диалогов.


«Она обязана быть спокойной и выдержанной. Иначе голова лопнет». Только после этой мысли я понял, почему Наталья порой говорит сама с собой, вроде как успокаивает себя, тщательно подбирая слова с ласковым оттенком.


Рядом парни с возбуждёнными покрасневшими лицами общаются на повышенных тонах, изрядно приправляя речь крепкими словами.


– Ребята, не ругайтесь, – пытается быть строгой Мичковская.


– Мы на БАМе вместе работали, сюда тоже в один день на самолёте прилетели из Северобайкальска и сразу, как говорится, в бой, то есть на смену. Наталья – профессионал редкий, в общем, у неё всё по Гайдаю: красавица, комсомолка, спортсменка, – почти серёзно уверяет меня старший диспетчер по управлению перевозками Андрей Терехов.


Север – край дикий, но нашенский


Наталья из бамовцев второго поколения. Вообще-то вся её родня из рода железнодорожников, вот только старший брат Александр увлёкся космическими технологиями и, похоже, крепко осел в подмосковном Королёве. Отец, Александр Дмитриевич Иванов, всю жизнь трудился инженером-путейцем, мама, Антонина Николаевна, – инженером-мостовиком. Учились вместе в Гомеле в БелИИЖТе, работали рядышком, на БАМ в годы его громкой славы поехали вместе, по министерской разнарядке, а отнюдь не за длинным рублём. Кончилась их тихая размеренная жизнь в белорусском Витебске.


– В 78-м я восемь классов закончила и запомнила на всю жизнь, как доставил нас вертолёт 30 октября в далёкий посёлок строителей Дюгабуль, ставший потом железнодорожной станцией. За бортом минус 48, а мы сроду шуб не носили. Тоскливо стало, – вспоминает Наталья. – Впрочем, это всё наносное, первичное... В БАМ нельзя было не влюбиться.


Школу они в скромном посёлке оканчивали впятером. Не было тогда больше старшеклассников в диком северном краю, который прорезала стальная колея. Собственно, у девчонки Наташи и сомнений тогда не было, какую профессию выбрать. Без раздумий отправилась в Хабаровск поступать на стройфакультет местного железнодорожного института. Аттестат был хорош, и сдавала всего два экзамена – математику письменно и устно. Получила пятёрки и стала студенткой.


Спокойной жизни не получилось. После третьего курса, наслушавшись «сладких» речей брата о столичном бытии, решилась на перевод в МИИЖТ. Но ничего сладкого для неё там не нашлось. Приходилось вставать в пять утра, чтобы добраться электричкой из Ступино до вуза.


– Преподаватели менялись с космической скоростью: сегодня лекцию читает один, завтра другой, – вспоминает она столичную студенческую жизнь. – На факультете строительства железных дорог училось много иностранцев. За каждым из них закрепили одного из рус-скоязычных. Мне «досталась» Селекта, родом с каких-то африканских островов, по-русски ни бельмеса. Помучилась я с ней...


Суматошные московские нравы не пришлись Наташе по вкусу. Но училась старательно. Диплом защитила в МИИЖТена отлично, а когда наступила пора выбора места работы, опять-таки не задумываясь, выбрала БАМ. Мало того, сагитировала пятерых однокурсников, двое из которых были коренные москвичи. Чем вам не профориентация!


Распределение она получила в Тындатрансстрой, но узнав, что отец трудился в то время старшим мастером на сооружении обходного пути строящегося Северомуйского тоннеля, напросилась в Нижнеангарсктрансстрой. Министерство было одно, и препятствий в Тынде не чинили. Так она оказалась под производственным присмотром отца. В трест её взяли дорожным мастером.


Северомуйский серпантин оказался тем ещё орешком. Шестьдесят километров с 18-тысячным уклоном (на километр пути 18 метров подъёма) через день да каждый день требовали неординарных инженерных решений, и неважно тогда было, молодой ты или опытный специалист. Наталья проработала здесь без отпусков, от звонка до звонка, как тогда требовалось по распределению после окончания института, три года. А потом объект был сдан, и перед ней встал опять нелёгкий выбор.


Движенцем не рождаются, им становятся


Отгремели литавры, БАМ пустили в эксплуатацию, и на новой дороге остро встал вопрос нехватки кадров, и в первую очередь – дежурных по станциям. Наталье предложили переквалифицироваться в движенца. Согласилась – выбора-то не было. Пройдя трёхмесячные курсы, получила она назначение возглавить станцию пятого класса Ульги. Три пути, четыре дежурных по станции, железобетонная коробка типичного бамовского разъезда, идущие напроход поезда – вот, собственно, и всё хозяйство. Два года она здесь «оттрубила», сделав из станции конфетку. Скромные успехи не могло не заметить начальство. Как-то на дорожном осмотре северобайкальский НОД Владимир Тихомиров предложил ей перебраться в «столицу» отделения и стать поездным диспетчером. Разглядел-таки в молодом специалисте опытный руководитель деловую хватку движенца.


С этого предложения и понеслась её жизнь вскачь. В Северобайкальске она нашла свою вторую половинку. Супругом стал коллега, тоже поездной диспетчер, Владимир Мичковский.


– Кабинеты у нас напротив были, и мы всё время друг на друга зыркали, вроде как присматривались, – смеётся Наталья.


Но это лирика, главное то, что она быстро набирала в профессиональном росте. Уже в Иркутске, когда их, северобайкальских движенцев, перевели в дорожный центр управления перевозками, она трижды становилась лучшим поездным диспетчером ВСЖД. И БАМ от неё никуда не ушёл. Сегодня на этом участке она руководит перевозочным процессом. За участие в стройке века даже получила награду – медаль «20 лет. За строительство БАМА».


В своём коллективе Наталья ещё известна как поборница здорового образа жизни. Тянет коллег на любые спортивные соревнования. Откуда такая страсть? Будучи школьницей, она состояла на учёте у кардиолога. Вот тогда и посоветовали врачи заниматься плаванием. Уже тогда она отличалась среди сверстников упорным и по-хорошему настырным характером. Дошла до кандидата в мастера спорта. Потом, к сожалению, занятие плаванием пришлось оставить – не было на БАМе бассейнов. Но в Иркутске она вновь вернулась к любимому занятию. Теперь она с успехом выступает за команду ВСЖД и неоднократно побеждала в городских соревнованиях в своей возрастной группе.


Может, и благодаря этому она решилась родить третьего ребёнка уже в сорок лет. Многодетная мама заслуженно гордится своими ребятами. И Таня, и Лена, и последыш Илюша – все учились или учатся в лице №36 ОАО «РЖД». Правда, старшая Татьяна, насмотревшись ребёнком на хлопотную родительскую профессию, решила стать архитектором. А что она такова, сомнений нет. Лишь один раз за все семейные годы Наталье и Владимиру удалось одновременно пойти в отпуск и слетать на десять дней... в Париж. А всё вышло прозаически. Наталья купила куртку в одном из иркутских бутиков, а в кармане оказался счастливый билет. Ей часто в жизни везёт...

Автор: Александр Филиппов


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»