Доска почета отраслевой конкурс


Решение, сохранившее жизни

Решение, сохранившее жизни

Елена Полицеймако, начальник грузовой станции Лапшинская
Железнодорожник Поволжья
Победитель Конкурса 2012 года
На станции Лапшинская Волгоградского региона Приволжской железной дороги жители не жгут опавшие листья, высохшую траву и мусор. Даже костры они разводят крайне редко: уже легкий дымок вызывает у населения посёлка панику и ужас. Причиной тотальной арсонфобии – именно так психологи называют боязнь огня – стал пожар, который два года назад за несколько часов уничтожил половину Лапшинской и навсегда разделил жизнь её обитателей на «до» и «после». 

За день до трагедии
1 сентября 2010 года в лапшинской школе, как и положено, прозвенел первый звонок. Нарядные ученики с букетами астр разошлись по классам. Родители, проводив их взглядами, отправились каждый по своим делам. Жизнь в посёлке разворачивалась по отработанному годами сценарию. В обычном режиме функционировала и железнодорожная станция. 
Нужно отметить, что, несмотря на малые размеры, грузовая станция Лапшинская на Приволжской железной дороге имеет далеко не самое последнее значение. Она обслуживает два крупных предприятия: Коробковский филиал ОАО «СГ-транс» и ООО «ЛУКОЙЛ-Коробковский ГПЗ». Производимые ими бензин и газ со станции направляются на экспорт в Финляндию и Украину, а также доставляются на соседние Куйбышевскую и Северо-Кавказскую магистрали. Ежемесячно с Лапшинской отправляется до 400 вагонов с опасными грузами. Поэтому ответственность на её работниках лежит колоссальная. Начальником станции уже более семи лет является Елена Полицеймако. 

Всепоглощающая стихия
2 сентября 2010 года Елена Полицеймако находилась в отпуске. День был не по-сентябрьски жарким. Ближе к обеду поднялся сильный ветер. Как потом скажут в Главном управлении МЧС по Волгоградской области, скорость его достигала 28 метров в секунду. По шкале Бофорта это считается сильным штормом, практически ураганом.
– Когда я протирала подоконник от пыли, заметила сажу, – вспоминает Елена Евгеньевна. –
Она летала в воздухе и даже проникала через стеклопакеты в комнату. Это было предвестие приближающейся беды. Через несколько минут мне позвонили из администрации Лапшинского посёлка и сообщили, что горит элеватор. Следом позвонил Анвар Мурсакаев. Он исполнял обязанности начальника станции, пока я находилась в отпуске. Анвар сказал, что горят уже и жилые дома.
Через несколько минут после этого звонка Елена Евгеньевна была уже на станции. От полыхающего элеватора поднимался едкий дым, а вместе с ним – и горящие фрагменты здания. Они кружились над посёлком, как бы выбирая, в какой из домов принести беду, и опускались на крыши деревянных строений, заготовленное на зиму сено, высохшую траву. Мгновение – и дома исчезали в огненном вихре. Люди кидали в него банки с компотом и соленьями. В посёлке уже неделю не было воды, и тушить огонь было просто нечем. А он между тем приближался к шестому железнодорожному пути, на котором стояли цистерны с бензином и газом.
Когда в Лапшинской пожар только начинался, единственный имеющийся на станции маневровый локомотив находился за 26 километров от станции – на заводе, где в этот день проходила большая погрузка газа. Около трёх часов пополудни на предприятии раздался телефонный звонок. Взволнованным голосом Елена Полицеймако просила вернуть локомотив. На этот звонок начальник станции решилась не сразу. С одной стороны, огонь в тот момент ещё не приблизился к шестому пути, и жители посёлка были уверены, что его удастся локализовать. В этой ситуации срыв погрузки мог грозить большими санкциями. Но с другой –
женская интуиция подсказывала, что лучше перестраховаться и локомотив вернуть.  
Маневровый ещё находился в пути, а посёлок уже был в дыму. Огонь перекинулся и на ту часть Лапшинской, которая располагалась за железнодорожными путями. Рядом с постом ЭЦ и зданием вокзала загорелась трава. Сотрудники станции вынесли весь имеющийся технический инвентарь, огнетушители. Их задачей было – не допустить возгорания станции. И им это удалось. 
Пока боролись с огнём, погас пульт дежурного по станции. Единственным средством связи стал телефон. В это время пришёл маневровый локомотив. Часть цистерн, как с грузом, так и порожних, находилась на подъездном пути, именуемом работниками Лапшинской «Северным парком», другая – по-прежнему у элеватора. У трёх цистерн уже горели деревянные бруски. Елена Евгеньевна приняла решение срочно вывозить их в сторону станции Авилово. Там огонь уже потушили, и угроза для грузов была минимальной. 
Состав пришлось отправлять в условиях сильнейшей задымлённости, при неработающем пульте дежурного, под угрозой взрыва…
– Даже страшно подумать, что могло бы случиться, если б мы замешкались, – говорит Елена Евгеньевна. – Не могу описать те чувства, которые я испытала, услышав в телефонной трубке, что состав благополучно прибыл на Авилово. Тогда я поняла, что самое страшное позади, не будет взрывов, не будет летать горящий металл.
После отправки со станции цистерн ветер утих, огонь стал отступать. К вечеру пожарным расчётам, прибывшим в Лапшинскую со всех районов области, удалось его потушить. Пришло время подводить итог стихийного бедствия: 47 домов сгорели дотла, из них 14 принадлежало железнодорожникам. Погибли три человека. Многие из пострадавших работников магистрали приходили после пожара в дом к Елене Полицеймако. 
– С маленькими детьми на руках, без вещей, они смотрели на меня, а в глазах читалось только одно: «Помоги!», – вспоминает Елена Евгеньевна. – Пыталась их как-то успокоить, но подходящих слов находилось мало. Как жить дальше? На этот вопрос в ту ночь мы не знали ответа.

Жизнь после огня
Спустя два года после этой трагедии жизнь в посёлке постепенно налаживается. Для всех погорельцев за счёт федерального бюджета отстроили новые дома, выделили средства на покупку мебели и одежды. Сейчас строится новый детский сад и Дом культуры.
Но погорельцам до сих пор сложно вспоминать о том пожаре. Они бережно хранят те немногие вещи, которые им удалось вытащить из горящих домов, и с трепетом говорят: «Это вещи из той, прошлой жизни». С тем же трепетом и благодарностью говорят они и о Елене Полицеймако, благодаря которой станция не только смогла быстро восстановиться после пожара, но и с каждым годом продолжает развиваться. И именно в этом Елена Евгеньевна видит смысл не только своей работы, но и своей жизни, большую часть которой она посвятила именно Лапшинской.
В этот посёлок Елена Полицеймако приехала сразу после окончания школы. Она была уверена: сначала нужно поработать, окончательно определиться с выбором профессии и только потом идти учиться. Трудовой путь девушки начался на лапшинском элеваторе, куда она устроилась работать весовщиком на погрузке вагонов. 
– Мне в работе больше всего нравилось, когда меня просили помочь списать вагоны, –
вспоминает Елена Евгеньевна. – Для меня это был настоящий праздник. Я подходила к вагонам с мыслью: «Какие вы красивые! Как я вас люблю! Как я хочу с вами работать!». 
Весовщиком Елена Полицеймако трудилась год, а затем ушла в декретный отпуск, после которого возвращаться на элеватор не захотела. Стала подыскивать работу на железной дороге. В это время на станции освободилась вакансия приёмосдатчика, на которую Елену и приняли. С этого момента начинается железнодорожная глава её биографии. Но в начале 90-х годов на магистрали начались сокращения. Даже обязанности товарного и билетного кассира выполнял на небольших станциях один человек. Попала под сокращение и Елена Полицеймако. Но с утратой рабочего места не утратила любви к железной дороге. Спустя полтора года женщина вновь устраивается на станцию Лапшинская приёмосдатчиком и поступает на учёбу в Ртищевский железнодорожный техникум. На магистрали Елену больше всего увлекала работа движенцев. 
– Я всегда с удовольствием помогала начальнику станции справляться с бумажной работой, – рассказывает Елена Евгеньевна. – Нравилось наблюдать и за работой дежурного по станции. Хотелось однажды самой сесть за его пульт. А ещё очень сильно хотелось и тогда, и сейчас хочется, чтобы станция наша стала лучшей на сети!
И эта мечта постепенно претворяется в жизнь. Многочисленные розы, можжевельники, петуньи, бережно высаженные Еленой Евгеньевной и работниками станции после пожара, делают Лапшинскую настоящим оазисом среди волжских степей. Такое же цветочное великолепие царит и в станционных помещениях. Поражает и чистота станции. Здесь шутят: начальник даже приучила путейцев шелуху от семечек складывать в пакетик, а не бросать на пол. Не знаю, насколько правдива эта шутка, но даже соринку на Лапшинской найти трудно.
– Для меня важно сделать нашу станцию такой красивой и уютной, чтобы каждый, кто приезжает на неё, не хотел уезжать, кто уезжает – хотел вернуться, а тот, кто проезжает мимо на поезде, хотел выйти и у нас погостить, – делится Елена Евгеньевна.
Лично мне покидать Лапшинскую действительно не хотелось. Ведь чего не смог и никогда не сможет уничтожить никакой пожар – это гостеприимство и душевную теплоту жителей Лапшинской.

Автор: Ирина Соколова


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»