В июле этого года обходчик Бурейской дистанции пути Александр Федосеев предотвратил сход поезда. За это его представили к знаку “За безопасность движения” министерства транспорта Российской Федерации. Более трети века бдительный обходчик следит за состоянием доверенного ему пути.
Чтобы встретиться с Александром Владимировичем, пришлось проехать от станции Бурея на “летучке” не один десяток километров – сначала по асфальтированной дороге, а затем по лесным ухабистым просёлкам. Обходчик в этот день находился на своём рабочем месте. Встретил нас Александр Федосеев возле пункта обогрева, за многие годы работы ставшего уже родным.
Завидев нас, он зашёл в подсобное помещение, где хранится инвентарь и инструменты. Через минуту железнодорожник вышел оттуда уже в чистом “желтке”. Так сказать, принарядился для гостей.
Хозяйский догляд чувствовался во всём. Возле “тепляка” тщательно расчищен первый октябрьский снег. В самом пункте обогрева чисто и тепло. Рядом с ним вкопана лавочка, да так, чтобы сидящему было видно путь.
– Сам вкопал, – улыбнулся Александр Владимирович. – Иногда на ней и посидеть приходится. В обед или после окончания рабочего дня. Одновременно и отдых, и путь хорошо просматривается. Вдруг случится чего...
– У него на рабочем месте всегда так: чисто, проверено, ухожено, – отметила заместитель начальника Бурейской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Наталья Белянкина.
В печи потрескивали дрова, придавая беседе особый колорит. Жизнь Александра Федосеева оказалась на поверку проста и была как на ладони.
Родился и вырос он в 1959 году в селе Черниговка Бурейского района. Родители Саши переехали в Приамурье из Рязанской области по программе переселения в начале 50-х годов прошлого века. Поначалу Федосеевы жили на Черниговском переезде. Тогда в паспорте в графе “место рождения” ставили: Черниговский переезд или казармы такого-то километра.
Место жительства Александр Федосеев сменил на Домикан только в 1985 году. Здесь он проживает и по сей день.
В Черниговке Александр окончил школу-семилетку. А после этого проучился ещё год в Новодомиканском техническом училище и получил удостоверение тракториста.
– Вот и всё моё образование, – говорит Александр Владимирович. – Хотел поначалу продолжать обучение, но семейные обстоятельства не позволили.
С работой на путях Александр Федосеев впервые столкнулся ещё перед армейской службой, когда пришёл в Бурейскую дистанцию. Тогда парень ещё не знал, что свяжет с железной дорогой всю свою оставшуюся жизнь.
Пролетели два года воинской службы на Курильских островах. Прелести и красоты островной природы механику-водителю довелось наблюдать в основном из окна тягача. Наверное, это была самая отдалённая точка нашей страны, где Александру Владимировичу удалось побывать за свою жизнь. Основная часть “путешествий” пришлась только на последние семь лет его жизни, когда он начал усердно посещать курорты и санатории Амурской области и Забайкальского края.
– В этом году, когда пойду в отпуск, хочу съездить в Карповку, – говорит путеец. – Ноги болят, нужно их подлечить. Езжу в основном в Дарасун и Карповку.
Вернулся из армии Александр Федосеев в декабре 1980 года и, отгуляв всего десять “дембельских” дней, вновь пришёл в Бурейскую дистанцию пути. Сложилось так, что его отец Владимир Фёдорович, кстати, также многие годы проработавший путейцем, сильно болел и находился в безнадёжном состоянии. Свою первую получку монтёр пути потратил на похороны отца... На попечении Александра оказались мать и четыре сестры. Три из них были младше его.
– Пришлось взять заботу о них на себя, – вспоминает Александр Владимирович. – В помощи им никогда не отказывал.
Большое сердце толкало Александра Владимировича не только помогать родным по хозяйству. Вся его зарплата уходила на питание, при этом Федосеевы всегда держали много живности: коров, свиней, птицу. Вот и приходилось Александру в свободное от основной работы время тянуть на себе всю эту ношу. А иначе он и не мог, родители с детства привили ему ответственность не только за себя, но и за других. К слову, даже будучи ещё школьником, тринадцатилетний Саша в летнее время полол траву на колхозных полях. Заработанные за лето 80 рублей разумно потратили на покупку школьной формы.
Своих детей у Александра Владимировича никогда не было, Бог не дал. Но он взял себе на воспитание, буквально с пелёнок, племянницу Наташу, когда её мать по суду лишили родительских прав. Наталье сегодня уже 32 года,и она до сих пор называет Александра Федосеева отцом.
В нескончаемых делах и заботах прошла вся жизнь обходчика, так что времени подумать о дальнейшем обучении не было. Восемь классов и третий путейский разряд – весь багаж Федосеева. Но, глядя на него, понимаешь: вот он, тот самый “винтик”, один из сотен тысяч, который позволяет огромной махине российских железных дорог бесперебойно работать и перевозить бессчётное количество грузов и пассажиров.
Можно сказать, что обходчиком Александр Владимирович был всегда. Даже когда работал в бригаде, мастер сначала посылал его в обход, а потом уже путеец присоединялся к своим коллегам.
– Мастер Григорий Жирный, который сейчас уже пенсионер, ценил Федосеева за трудолюбие и ответственность, – пояснила Наталья Белянкина. – Федосеева на участке всегда называли и называют: “наши глаза и уши”. Ведь обход пути – одна из самых ответственных обязанностей, оказывающих непосредственное влияние на безопасность движения поездов.
Позже в техотделе Бурейской дистанции пути, узнав о цели моего визита, заметили, что в последнее время Александр Федосеев что-то реже стал заглядывать к ним. Потом вспомнили, что проводили на пенсию бригадира Григория Жирного, который ценил исполнительность Федосеева и только его отправлял за материалами. И добавили, вроде бы в шутку, но в то же время и всерьёз, что у Александра Владимировича ничего не пропадало, он порой даже больше полученного на участок привозил.
Незаметно в разговоре с обходчиком мы подошли к главной теме моего приезда. Оказалось, что бдительный железнодорожник минувшим летом предотвратил сход поезда.
– 4 июля я был, как и полагается, в обходе, – вспоминает Александр Федосеев. – Уже шёл с осмотром в обратную сторону, был третий час пополудни. Вижу: идёт состав по нечётному пути и пыль летит. Стою и жду. Вагоны стали мимо проноситься, вижу: одна колёсная пара в середине состава сошла с рельсов и по бровке пути шпарит.
Оценивать ситуацию Александру Владимировичу пришлось в считанные мгновенья. Можно было добежать до “точки” и выйти на связь с диспетчером, а это около километра. Но тогда состав уже домчался бы до переезда, и последствия трудно было бы себе представить.
– Я, не раздумывая, позвонил по сотовому телефону путейскому диспетчеру, – продолжил рассказ Федоссев. – Кричу: “Срочно связывайтесь со станцией, пусть тормозят состав, тележка сошла!”.
На станции тоже среагировали молниеносно. Буквально через пару километров опасный состав остановили. И серьёзных последствий, благодаря бдительности путевого обходчика, удалось избежать.
– За проявленную бдительность Александру Федосееву вручили премию от начальника дороги, – пояснила Наталья Белянкина. – И представили к награде – знаку министерства транспорта Российской Федерации “За безопасность движения”. А в прошлом году Александра Владимировича наградили Почётной грамотой ОАО “РЖД”. В будущем году мы хотим добиться, чтобы нашему работнику присвоили звание“Ветеран труда”.
Говоря о наградах и поощрениях, наверное, стоит упомянуть, что к каждому празднику руководство предприятия всегда поощряло отличного работника денежной премией.
Два года до армии и 32 после неё – вот общий трудовой стаж обходчика Александра Федосеева. И всё на одном месте, в Бурейской дистанции пути. Воистину, он на своём месте, делами своими показывает себя всю трудовую жизнь.
Вскоре мы попрощались, и обходчик занялся привычной для него работой. Уже отъезжая от пункта обогрева, я понял, чем меня поразил Александр Владимирович – своей основательностью и простотой.Нет внём ничего лишнего, наносного, и заботы у него самые простецкие, житейские. Работа, дом, хозяйство, родные и близкие ему люди. Вспомнились его наполненные житейским смыслом слова.
– Раньше корову держали, а в этом году продали, – поделился важными для него заботами Александр Федосеев. – Теперь вот только восемь овечек осталось да два порося. Ещё куры есть. За коровами ведь больший уход нужен, а здоровье уже не то, вот и отказались мы их держать.
Дом, работа, хозяйство. Всё просто, и ничего лишнего.
Через два года для Александра Владимировича наступит пенсионный возраст, но уходить с железной дороги он пока не собирается. Не знает он, как это – сидеть без дела, привык всю жизнь работать. Железная дорога, по большому счёту, и есть его жизнь. Поэтому думает работать, пока силы есть. По-другому не может. Такова его жизненная философия.
Автор: Александр Потапов
Forum with id 24 is not found.