Проигранная партия
Мы сидим в большом зале с высокими окнами. На одной из стен – красочная картина, изображающая скромные шахматные партии как впечатляющие баталии, в которых участвуют простые солдаты, офицеры, конница и даже короли. Столы – шахматные доски установлены в несколько рядов. Фигуры, потёртые руками игроков, аккуратно расставлены. До прихода юных шахматистов у нас есть ещё около часа.
– Когда-то этот клуб был очень популярен, сюда ходило много детишек, – говорит Дегтярев, печально улыбаясь. – Сейчас либо время не то, либо люди.
Мой собеседник – образец истинного шахматиста: говорит негромко и медленно, взвешивая каждое слово. Как будто делает ходы в словесной партии. Сергей Александрович признаётся, что поменял множество профессий. Но вот шахматы прошли с ним через всю жизнь.
Родился он в Кемерово, но спустя всего год семья перебралась на Урал, в Златоуст. Родители, оба строители по профессии, нашли здесь неплохую работу. Сергей учился как раз в школе №15, в клубе которой он сегодня преподаёт.
К шахматам его приучил отец, который имел первый разряд.
– Первый раз шахматы взял в руки лет в пять, – вспоминает мой собеседник. – Поначалу игра давалась нелегко – мешала излишняя энергия. Наверное, с любым ребёнком так. Долго играл шаляй-валяй. А когда исполнилось 15 лет, меня обыграл младший брат. Это был сильный удар по самолюбию. После этого я и записался в шахматно-шашечный клуб.
С первого взгляда видно, что Сергей Александрович очень увлечённый человек. Где только ни работал и чем ни занимался… Он учился в Московском литературном институте на драматурга. В конце 90-х годов работал осветителем в местном театре. Но не сложилось – театром надо было жить, и работа отнимала слишком много времени.
– Позже я ездил в Магнитогорск, учился настраивать пианино, – говорит Дегтярев. – Кстати, периодически до сих пор занимаюсь настройкой. Как будто возвращаешь инструмент к жизни. Параллельно учился играть на гитаре, писал стихи и прозу… Но в шахматы играл постоянно.
О шахматном прошлом Сергей Александрович рассказывает с толикой грусти. Когда-то Златоуст был городом, поставляющим на игровую арену СССР настоящих звёзд мирового уровня. Кстати, клуб, в помещении которого мы сидим, в 70-х годах открывал известный земляк Дегтярева Анатолий Карпов. Он даже носил его имя. В непростые 90-е годы страна находилась в упадке. О развитии шахматного спорта чиновники разом забыли. Имя Анатолия Карпова клуб потерял. Сейчас мало кто точно помнит, как это произошло. То ли у руководителей клуба оказались разногласия со звёздным игроком, то ли сыграла свою роль какая-то другая причина.
Сергей Дегтярев не раз ездил на всесоюзные соревнования в Ташкент, Магнитогорск и многие другие города, занимал неплохие места. Тогда всё спонсировалось городским спортивным комитетом.
Сегодня шахматно-шашечных клубов в Златоусте практически не осталось. До недавнего времени ещё один функционировал в златоустовском ФСК «Локомотив». Именно здесь должность тренера Сергей Дегтярев и занимал последние 12 лет. Клуб пользовался популярностью. Тем не менее после реструктуризации отрасли ставка была сокращена.
– Сейчас здесь же работаю сторожем, – признаётся мой собеседник. – Правда, вроде бы идут разговоры о возрождении этого направления. Честно говоря, очень на это надеюсь. Ведь у нас в городе довольно сильная шахматная школа. Или, точнее, остатки сильной шахматной школы. Но их надо сохранить. К примеру, сегодня этот вид развит в Орске. До недавнего времени своими «выпускниками» мог гордиться и Златоуст. Но эту партию мы проиграли как тактически, так и стратегически.
Даёшь молодёжь
Сегодня Сергей Александрович не может нарадоваться на своих воспитанников. Удивительно, но с каждым месяцем в секцию приходит всё больше молодёжи. В основном – учащиеся с первого по третий классы.
Шахматист признаётся, что ещё несколько лет назад клуб было не узнать. Его даже закрывали на какое-то время. Пришёл новый руководитель. В клубе сделали ремонт, пригласили тренера по шахматам. У Дегтярева уже 17 воспитанников, и с каждым месяцем эта цифра растёт.
– Молодёжь идёт, и это радует, – говорит он. – Я этому поначалу сильно удивлялся. Смотрю, пришли родители и ребёнка привели. Сами играть абсолютно не умеют, но хотят, чтобы их чадо обучили. Хотя, исходя из опыта работы, уверен, что и отсев будет немаленький. Не так-то просто увлечь ребёнка, из которого рвётся наружу энергия. Огромное значение имеет способность шахматиста к индивидуальной работе, без назиданий, без принуждений. Умная шахматная литература уже может выполнять роль высококлассного тренера. Надо только правильно с ней работать. Поэтому очень хочу, чтобы дети проявили интерес к самостоятельной работе над шахматным развитием. Чтобы знали: всё зависит от них самих, а не от тренера. Тренер может только давать советы, как не перетрудить себя, как извлечь максимальную пользу из того, что они делают. Главная задача – развивать творческий потенциал ученика. Кроме того, пытаюсь объяснить детям, что в шахматах крайне важно самообладание: при примерно равных силах побеждает тот, у кого его больше.
Неожиданно помещение наполняется детскими криками. Малышня весело носится по коридорам. Быть может, дети тратят энергию, чтобы ближайший час спокойно просидеть за столом...
Железнодорожные успехи
– Если бы мне в конце прошлого года сказали, что в 2012 году поеду сразу на два международных соревнования, то я бы не поверил, – признаётся Дегтярев.
Всё началось ранней весной. Сергей Александрович принял участие в региональном этапе соревнований, целью которых был отбор на международные соревнования в Болгарию. Неожиданно для себя он вышел на всероссийский этап, который проходил в Ярославле. Здесь он занял четвёртое место и отправился отстаивать честь ОАО «РЖД» в Болгарию. Там наши железнодорожники буквально «выстрелили», взяв «бронзу».
Впрочем, и Болгария стала своеобразным этапом. 13 и 14 октября в Потсдаме в Германии прошёл «Трансъевропейский шахматный экспресс» – соревнование по быстрым шахматам, организатором которого выступили Немецкая шахматная федерация и Общество Эммануила Ласкера. В турнире приняли участие команды из разных стран, каждую из которых возглавлял известный гроссмейстер. Кроме того, в состав входили три игрока не старше 16 лет, а также четыре железнодорожника.
Лидером нашей сборной стал тот самый человек, именем которого и назывался когда-то Златоустовский шахматно-шашечный клуб, – Анатолий Карпов.
– Бытует мнение, что некоторые шахматисты очень эмоциональные люди. Так ли это? – не могу удержаться от вопроса.
– На самом деле часть игроков с эмоциями действительно не справляется, – посмеивается Дегтярев. – Такого в Германии, конечно, не было, не тот уровень. Но один раз в Челябинске я видел, как проигравший от переполнивших его эмоций сметал со стола шахматы. Другой игрок так вообще выкидывал доску в окно. Поймите, игра – это колоссальное нервное напряжение.
Германский турнир организовали в здании вокзала, в котором сейчас находится музей. Сергей Александрович, сославшись на то, что фотографии ещё не готовы, достаёт свой мобильник. Несмотря на не очень хорошее качество, размеры помещения поражают.
Здесь собрались спортсмены из Польши, Чехии, Австрии, Швейцарии, Нидерландов, Великобритании и Германии. В основу соревнования легла стандартная «кольцевая» система – каждый играл с каждым по очереди. Профессионалы, юниоры и железнодорожники играли отдельно.
– Я был поражён наплывом шахматных звёзд мирового уровня, – признаётся железнодорожник. – Анатолий Карпов, Роберт Хюбнер, ВластимилГорт, Стефан Киндерманн, Ян Хендрикс Тимман, Давид Шорт. Это те люди, по учебникам которых учился я сам. Карпов держался немного отчуждённо, постоянно ходил задумчивый. Правда, нам удалось немного поговорить. Это очень интересный человек, настоящий мастер! Ему удалось выиграть пять партий и три свести к ничьей, получив шесть с половиной очков из восьми возможных. Мне же удалось набрать только три с половиной.
По словам Сергея, сказалось сильное волнение. На один тур уходило около часа. В первый день шахматист отыграл пять партий, а во второй три. Самым сложным и неудобным противником оказался голландец. Он всячески старался навязать свои условия игры, провоцировал на ошибки.
– В каждой игре важен дебют, то есть начало, – уверен собеседник. – Если получится навязать противнику свою схему, то получишь полпобеды. Хотя эта игра полна неожиданностей. Шахматы – это ещё и психологическая борьба. Бывает так, что противник с самого начала начинает давить, вызывая у тебя панику. А раз паника началась, считай, уже проиграл.
По итогам соревнований сборная России заняла первое место. «Серебро» у Германии, а «бронзу» увезла Голландия. Кстати, наша страна с самого начала считалась фаворитом.
– Вы собираетесь получать следующий разряд, расти профессионально? – спрашиваю у Сергея.
– Уже поздно, – отвечает он абсолютно спокойно. – Этим надо было заниматься всю жизнь, постоянно ездить по чемпионатам, набирать очки. Я буду работать с детьми, стараться вырастить из них чемпионов.
Перед завершением беседы задаю своему собеседнику последний вопрос: играет ли машина лучше человека?
– Программа, однозначно, играет лучше, – посмеивается он в ответ. – Но она делает это без души. Ей никогда не посмотришь в глаза, не увидишь горечь от поражения или радость от победы. В этой игре важен живой контакт. А в игре с машиной ты чувствуешь только пустоту и холод. Нет, уж лучше доской в окно!
Автор: Александр Кичигин
Forum with id 24 is not found.