Начальник поезда «Сибиряк» вернулся к поездной работе после страшной трагедии. Жаркая июньская ночь. Пассажирский поезд № 212 сообщением Адлер – Новосибирск желтой стрелой летит по перегону Аша – Улу-Теляк. Вдоволь отдохнувшие на юге сибиряки делятся впечатлениями от отпуска, их детишки сладко спят на полках купе. Новосибирцы особенно спешат домой – по приезду их ожидают празднества в честь Дня города.
Вспышка в ночи
Молодой начальник поезда Эльдар Фарзалиев как и многие пассажиры, тоже еще не спит. Он только что выполнил просьбу одного из пассажиров и теперь возвращается в штабной вагон. Вот он минует несколько вагонов, заходит в свое купе, раскладывает документы...
Вдруг – яркая вспышка и оглушительный грохот. Взрывной волной выбивает все окна, выносит двери, в вагон врывается огонь и опаляет Фарзалиева с ног до головы. Все открытые участки тела – лицо, голова, руки – вмиг покрываются жуткими ожогами, а злой, нестерпимо горячий воздух обжигает легкие. Несмотря на опасность, травмы и шок, первое, что делает начальник поезда – дергает стоп-кран. И удивляется – почему не слышно звука пневматического тормоза? Он еще не знает, что поезд уже стоит, а часть вагонов просто слетела с пути, как спичечные коробки. Это те самые вагоны, в которых он был всего пару минут назад...
Вагон практически полностью охвачен пожаром. К входным дверям из-за огня не пробраться, и Эльдар выпрыгивает в окно. Но убегать подальше от опасности и не помочь остальным выжившим не позволяет совесть. Вместе с другими неравнодушными мужчинами железнодорожник помогает выбраться через окна пассажирам и проводникам, а потом и сам забегает в горящие вагоны в надежде хоть кого-то еще спасти. В одном из них, среди огня и обломков, он обнаруживает плачущую девочку лет пяти. Увидев своего спасителя, девочка кидается ему на шею, вжимается мертвой хваткой и не отпускает, даже когда они выбираются наружу. А освободиться от объятий малютки Фарзалиев не может – руки обожжены.
Озеро огненное
Лишь когда все, кому можно было помочь, оказались в безопасности, Фарзалиев оглядывается вокруг. Ужасающая картина предстает его глазам. От четырех вагонов его поезда, сброшенных с рельсов, ничего, кроме колесных пар, не осталось, остальные догорают на путях. Повсюду крики, стоны, плач, а многие уже замолчали навеки... Но больше всего поразило начальника поезда пылающее огненное озеро в низине неподалеку. «Что же такое здесь происходит, если даже воздух горит?», – подумал он.
Прежде чем отправиться искать помощи, Фарзалиев решает вернуться в штабной вагон за... документами. Ответственность для железнодорожника превыше всего, даже собственной жизни. Однако сделать ему этого не удается – руки совершенно отказываются работать.
Все, кто может идти самостоятельно, отправляются в путь, хотя и не совсем понимают, в какую сторону идти и кого искать. Местность, в которой произошла катастрофа, совершенно пустынная, и чтобы добраться до ближайшего переезда, обожженным людям пришлось прошагать пешком несколько километров. Наконец им удается остановить проезжавший мимо грузовик. Объяснив водителю, что произошло, пострадавшие уместились в кузов самосвала и доехали до ближайшей больницы.
Это было 4 июня 1989 года. На протянувшемся недалеко от Транссибирской магистрали трубопроводе «Сибирь-Урал-Поволжье» произошла утечка газа. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов Новосибирск – Адлер и Адлер – Новосибирск скопившийся газ сдетонировал. По некоторым оценкам, мощность взрыва была сопоставима с ядерным взрывом в Хиросиме. Крупнейшая в истории нашей страны железнодорожная катастрофа унесла жизни более чем полутысячи пассажиров и членов поездных и локомотивных бригад.
Похороненный заживо – снова в строю
Из 20 проводников пассажирского поезда №212 в живых осталось только семь. У Эльдара Фарзалиева оказалось обожжено 25% тела. Первое время зеркало ему в больнице не показывали – сложно не пасть духом, увидев свое почерневшее, с потрескавшейся кожей лицо.
– Меня лечили даже английские врачи – весь мир тогда отозвался на нашу беду, – вспоминает Эльдар Мамедович. – Помогала и поддержка друзей – ко мне в больницу приезжали девчонки-железнодорожницы, с которыми мы когда-то вместе учились в Новосибирском профучилище №10.
Не раз Фарзалиева «хоронили заживо» – из-за неразберихи его имя попадало в список погибших.
Мысль, которая не оставляла железнодорожника: «Неужели все это произошло по нашей вине?». Она не оставляла еще неделю после произошедшего, пока, наконец, власти не обнародовали истинные причины трагедии. Лишь после этого наш герой вздохнул спокойно.
Немало пассажиров и членов экипажа того злополучного поезда обязаны Эльдару Мамедовичу жизнью. Однако, вероятно, главный его подвиг состоит в том, что после всего этого ужаса он решился вернуться в профессию и, едва оправившись, снова стал работать в пассажирском поезде, хотя ему и предлагали более спокойные, «оседлые» должности.
– Все уговаривали меня больше не ездить на поездах, намекали, мол, после такого ты не сможешь вновь стать начальником поезда, фобия и тому подобное, – говорит Фарзалиев. – Но на меня это произвело обратное действие: решил всем доказать, что не побоюсь, смогу.
И доказал. Уже через полгода, первым из всех выживших в катастрофе железнодорожников, он вновь отправился в рейс.
Глава «семьи»
Герой нашего очерка – живой пример того, что детская мечта исполнима. Еще ребенком, впервые проехавшись в пассажирском поезде, Фарзалиев настолько глубоко впечатлился поездной романтикой, что поставил себе четкую цель – стать проводником. После школы окончил училище по соответствующей специальности – и мечта исполнилась!
– Меня манили путешествия, хотелось посещать новые города, красивые места, к тому же люблю порядок, – улыбается Эльдар Мамедович. – Теперь счет городов, в которых мне довелось побывать во время рейсов, идет на сотни: от Владивостока до Кубани. Исколесил всю Россию!
Начальство скоро заприметило трудолюбивого дисциплинированного паренька и предложило Фарзалиеву перейти на следующую ступень карьеры – стать начальником поезда. И вот, пройдя необходимые курсы, всего через 3,5 года работы проводником он становится начальником пассажирского поезда. А в 1992 году под его руководство отдана поездная бригада скорого фирменного поезда №25/26 «Сибиряк» сообщением Новосибирск – Москва.
Пассажирские перевозки – сфера интересная. У пассажирщиков, как правило, припасено немало историй и баек о своих рабочих буднях. Не исключение и Эльдар Мамедович.
– Частенько «Сибиряком» путешествуют звезды, – поведал он. – Нам приходилось возить Армена Джигарханяна, Ларису Долину, Максима Фадеева. Очень дружелюбный и простой в общении человек Юрий Шевчук: фотографировался, давал автографы всем, кто попросит. А Валерий Леонтьев, напротив, попросил у нас отдельное купе. Проводница пошла навстречу певцу и уступила ему свое. Недавно из Новосибирска до Омска с нами ехал Михаил Жванецкий. Жаль, пообщаться не удалось – он сразу лег спать.
Проблем с пассажирами, как признается Эльдар Мамедович, хватает в каждом рейсе. И все же хороших и дружелюбных среди них гораздо больше, чем «проблемных». С тех пор, как начала работу «Горячая линия РЖД», благодарности от пассажиров в адрес поездной бригады Фарзалиева потекли рекой. Сегодня она – в числе лучших в Западно-Сибирском филиале ОАО «ФПК». А в 2002 году бригада добилась наивысшей высоты, став лучшей на сети дорог. По словам железнодорожника, залог успеха – в слаженности коллектива: нынешняя его бригада была сформирована еще в 1994 году, и с тех пор ее состав менялся очень редко.
– Эльдар Мамедович – в меру строгий и в меру мягкий руководитель, – говорит о своем начальнике проводник 1-го класса Олег Долгих. – У нас очень доброжелательная атмосфера в бригаде, мы как семья, и это, в первую очередь, его заслуга. Он всегда готов помочь пассажиру, но и проводниц в обиду не даст.
И вечный рейс, покой нам только снится
Над поездной бригадой «Сибиряка» Эльдар Фарзалиев начальствует уже два десятка лет. За это время фирменный поезд преобразился, все его вагоны были заменены на новые, более комфортные для пассажиров. Полегче стало и проводникам. К примеру, сейчас с них снята обязанность экипировывать вагоны по прибытии из рейса.
– Я уже сроднился с «Сибиряком», – говорит Фарзалиев. – Когда возвращаюсь из рейса, думаю только об одном: «Когда снова поедем?». Много раз мне предлагали другие должности, но, по-моему, здесь я на своем месте.
...4 июня Эльдар Фарзалиев считает своим вторым днем рождения. Каждый год в этот день он вспоминает своих погибших коллег, возлагает цветы к мемориалу, установленному на месте трагедии, и к памятнику жертвам катастрофы на территории эксплуатационного вагонного участка Новосибирск-Главный. О страшной катастрофе 1989-го ему напоминают шрамы на теле, орден «Знак Почета» и знак «Почетный железнодорожник», а также въевшиеся в память страшные картины людского горя, которые он, как ни пытается, не может забыть.
Автор: Александр Матвеев
Forum with id 24 is not found.