Всё-таки профессия накладывает свой отпечаток на человека. Волей-неволей люди, которые подолгу работают в одной профессиональной области, начинают думать и действовать в том же русле и в повседневной жизни.
После армейской службы Иван Шеин начинал трудовую деятельность учеником монтёра пути, потом работал бригадиром и дорожным мастером, главным инженером в Безенчукской дистанции пути, заместителем начальника Рузаевской дистанции пути. Параллельно заочно окончил Самарский железнодорожный техникум, затем получил высшее образование в СамГУПС. Когда предложили должность ревизора по путевому хозяйству, отказываться не стал, хотя больше склонялся к оперативной производственной деятельности.
«Считаю, что и теперь не перестаю заниматься очень важным делом: искать недостатки и добиваться их устранения, – говорит он. – Ведь речь идёт о безопасности движения, а значит, о жизни людей и сохранности грузов».
В тот морозный зимний день Иван Анатольевич поехал на День безопасности в Похвистнево, где его ждали в ПМС-145. Путь следования, кстати сказать, очень грузонапряжённый. Автоматом опытный путеец подумал тогда, что неплохо бы в пути лишний раз посмотреть состояние инфраструктуры. И специально сел не в вагон, а в кабину к машинистам электровоза.
Уже давно вошло в привычку не сидеть праздно в дороге, а смотреть в оба на мелькающие за окном обустройства пути. Взгляд на подсознательном уровне выхватывает основные штрихи, отмечает недостатки, несоответствия. Такой автоматизм вырабатывается у заядлых книгочеев, которые читают не по буквам и слогам, а сразу осмысливают целые куски текста и абзацы.
Поездка для профессионала-железнодорожника во время рабочего дня, да и по личным нуждам, поневоле становится своеобразным комиссионным осмотром. Это и есть культивируемая сегодня в компании культура безопасности движения, слагающаяся из осознания важности и социальной ответственности работника железнодорожного транспорта в обеспечении безопасности движения, достижение которого становится приоритетной целью и личной потребностью.
Для посторонних, на первый взгляд, рельсы свободно устремляются вдаль и колёса поют свою мелодичную песню, выбивая такт на стыках. Теперь перестук, конечно, редок на бесстыковом пути, но он не менее опасен, особенно на грузонапряжённых участках. Это ведь не просто резкий звук, а настоящий удар на стыке, усиленный скоростью движения. А в зимнее время, по словам Ивана Шеина, когда зазоры увеличиваются до предела, температурные растягивающие силы могут вызвать разрыв стыковых болтов и даже излом рельса.
Можно только диву даваться, как его мимолётный взгляд определил при скорости поезда 80 км/час на уравнительном пролёте между плетями подозрительный стык. Но ещё большее уважение вызывает решительность в последующих действиях. Тут же полетело сообщение дежурному по станции Подбельская об экстренной ситуации. Перегон был тотчас же закрыт, а встречный грузовой поезд немедленно остановлен. А это несколько минут, и права на ошибку нет.
Вызванный на участок дорожный мастер определил разрыв стыка. А это значит, что Иван Шеин предотвратил сход подвижного состава, который бы вылился во многие беды, в том числе потерю груза, порчу имущества и срыв графика движения поездов.
«А как по-другому, так и должно быть: увидел, передал, закрыл движение, – спокойно говорит герой 2015 года, объявленного, кстати, в компании Годом культуры безопасности. – В повседневной жизни ревизор должен искать и выискивать недочёты. Специфика работы такая, мимо не пройти. А такой дефект стыка мог возникнуть ежесекундно, даже под поездом».
Всё так, но время идёт вперёд, и вместе с ним меняются, совершенствуются сами подходы в организации работы ревизоров. Всё большее значение приобретает аналитическая работа. «Я посвящаю 70% своего рабочего времени анализу, документам, а 30% – нахожусь на линии. Это проверки, ревизии, дни безопасности. Система отлажена, зоны риска обозначены, проблемные места имеются, факторный анализ в чести. Всё прозрачно. Всё отслеживается: где плохо, где хорошо. Но ревизор сегодня не только выявляет проблемы, но и предлагает решения. Статистам в ревизорском аппарате сегодня места нет. На первое место выдвигаются способности к анализу ситуации и выявлению причин нарушений, а главное – к их прогнозированию и своевременному предотвращению», – говорит Иван Шеин.
Добавим, что в прошлом году Ивану Анатольевичу присвоено звание «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД». Как говорится, событие к месту и времени.
Автор: Владимир Акшаев