Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Высокая планка

Высокая планка

Виктор Беликов , дорожный мастер Петроввальской дистанции пути.

Эксплуатационный участок № 4 ильменского направления можно смело приводить в пример коллегам-путейцам: отличная балловая оценка текущего содержания пути, самый молодой кадровый состав и при этом – нулевая текучесть. Сплочённым коллективом, который в марте этого года заслужил дорожную награду по общему показателю выполненных работ, руководит почётный железнодорожник Виктор Беликов – один из лучших дорожных мастеров Петроввальской дистанции пути.


Первое знакомство


В должности дорожного мастера Виктор Александрович трудится 13 лет. В его подчинении 22 человека: монтёры пути, водители, трактористы и бригадиры по станционным работам и контролю. Ежедневно они обеспечивают безопасное и бесперебойное движение поездов, решая свои профессиональные задачи: занимаются текущим содержанием пути, выполняют его перешивку, смену шпал, брусьев, рельсов, содержат в порядке прилегающую территорию. Подопечные дорожного мастера Беликова обслуживают 16 километров подъездного пути Лапшинская – Коробки, 5 километров станционных путей и 44 стрелочных перевода. В зоне внимания путейцев – перегоны Лапшинская – Авилово и Лапшинская – Ададурово.


В целом, протяжённость участка Беликова составляет примерно 5 процентов от общего километража дистанции пути. Считается, что грузонапряжённость и интенсивность движения поездов здесь самые низкие по сравнению с тремя другими участками петроввальцев, зато хозяйство содержится на самом высоком уровне. Сам же Беликов в оценке своих трудов весьма скромен: мол, ничего сверхъестественного, «всё как на других участках, как у других дорожных мастеров».


«Универсальные солдаты» для идеального пути


В бригаде Виктора Александровича работают мастера на все руки. В связи с расширением зон обслуживания в дистанции многие прошли обучение по смежным профессиям. Например, монтёр пути Евгений Мельнишев помимо всего прочего занимается ремонтом малой механизации, четыре человека имеют допуски к работе с бензопилами, ещё один работник недавно выучился на сигналиста. Скоро в бригаде будет три вальщика леса – после того как необходимую «корочку» получит Валерий Фрицлер.


Хорошо, конечно, когда коллектив состоит из таких «универсальных солдат». Но при всём при том главное для путейцев – выполнение нормы выработки и обеспечение необходимой балловой оценки текущего содержания пути. Именно этими мерками прежде всего измеряется качество их труда. По результатам недавнего прохода вагона-путеизмерителя средняя оценка состояния пути на участке Беликова составила 10–13 баллов при плане в 20 единиц.


– Путь должен быть в идеальном состоянии, к этому мы стремимся. Выполняем работы согласно инструкциям и техническим картам, используем средства индивидуальной защиты... – немногословно комментирует отличную оценку Виктор Александрович.


Признаюсь, совсем не эти прописные истины хотелось мне услышать. Сложно найти руководителя, который не следовал бы тем же принципам, что и мой собеседник, однако высоких показателей в работе достигают далеко не все. В чём же всё-таки секрет? Но на этот сакраментальный журналистский вопрос Виктор Беликов так и не ответил. Может, потому, что никакого особого секрета нет и суть заключается «просто» в подходах к работе, в мотивации, в умении грамотно руководить, наконец?


– Высокие показатели зависят не только от меня, работает весь околоток, – настаивает дорожный мастер. – Мои задачи – правильно организовать трудовой процесс, обеспечить людей материалами и вести контроль, а схема работы уже отлажена. Если меня нет на месте, со всем этим справится бригадир по контролю Александр Варенцев. А мотивация такая – будут работать хуже, не получат премии. В нашем деле арифметика проста: хорошо поработал – получил хорошую зарплату.


Где родился, там и сгодился


В здешних местах денежный вопрос – как, впрочем, практически повсюду – это в буквальном смысле вопрос жизни. Стабильной работы в округе нет, и железная дорога остаётся для людей чуть ли не единственным источником стабильного дохода. Можно, конечно, трудиться на фермерских полях, но это совсем другое: сегодня ты получил денежку, а завтра её нет...


У всех членов беликовской бригады есть семьи, а это значит, что деньги в дом надо приносить каждый месяц, и желательно – не меньше обычного. Так что вопросов таких – где работать, как работать – у ребят не возникает.


Кстати, и сам Виктор Александрович – семьянин знатный. Два года назад у Беликовых родился третий сын. Всё их большое семейство живёт в ближайшем от станции Лапшинская селе Купцово.


Как известно, для очень многих железнодорожников понятия «дом», «семья» и «работа» практически неразделимы. Мой собеседник вспоминает, как в 1994 году ему предстояло выбрать профессию и именно семья повлияла на принятое решение. В детстве Виктор мечтал стать водителем-дальнобойщиком, чтобы колесить по России и не только. Но двоюродный брат Сергей настоял на продолжении «стальной» династии, у истоков которой стоял их дед. И будущий почётный железнодорожник сразу после школы пошёл работать монтёром пути. Отслужил срочную и снова вернулся на дорогу. Год проработал монтёром пути, ещё два – бригадиром. Учился в Волгоградском техникуме железнодорожного транспорта заочно, так как приоритетным для себя считал получение именно практического опыта. В новое тысячелетие вошёл с повышением по должности – дорожным мастером.


Счастливым постоянством наградила судьба этого человека: он «сгодился» железной дороге именно там, где родился и вырос, – на станции Лапшинская. Только женитьба «отдалила» Виктора Беликова на пять километров от стальной магистрали, в соседнее село, но это обстоятельство ничего не изменило.


– Я люблю свою работу, – признаётся он, – а иначе нашёл бы для себя другое дело.


Личным примером


Рабочий день дорожного мастера начинается планёркой с бригадирами: намечаются задачи дня, решаются текущие вопросы. Вечером снова планёрка: подводятся итоги. Его коллектив работает, как хорошо отлаженный механизм, в котором нет лишних «винтиков» – всё и все на своих местах. Я уже упоминала такую многозначительную деталь: бригада Беликова считается самой молодой в Петроввальской дистанции пути, возраст работников колеблется от 24 до 48 лет. Последнее пополнение случилось около года назад: в коллектив пришли два монтёра пути. Своим коллегам, как более опытным, так и новичкам, почётный железнодорожник старается помогать во всём. Прежде всего – личным примером, ведь мастер вместе со всеми выходит на путь. Впрочем, и материальный стимул играет далеко не последнюю роль, благодаря фонду мастера у руководителя есть возможность поощрять особо отличившихся.


– Если в бригаде не произойдёт нарушений дисциплины и несчастных случаев, если выполнять норму выработки и ответственно подходить к делу, то результатом будут высокие показатели работы околотка, премии и поощрения, – продолжает выводить формулу успеха мой собеседник.


Рационализаторская деятельность путейцев – тоже, между прочим, одна из её обязательных составляющих. Дорожный мастер бережно поддерживает творческую мысль своих подопечных, всячески старается помочь внедрить разумные идеи в производство – с соблюдением всех технических требований и, конечно, при необходимом документальном оформлении. Так, например, чтобы ускорить процесс уборки снега зимой, местные новаторы превратили обычный трактор в бульдозер, приварив к нему вращающийся в разные стороны ковш, а сверлильному станку, для удобства работы в паре, добавили вторую ручку. Эти разработки принадлежат одному путейцу – уже знакомому нам Евгению Мельнишеву, а ускоряют процесс работы всей бригады.


Уроки работы и жизни


Я заметила: Виктор Беликов очень охотно рассказывает о своих коллегах и совсем скупо – о себе. Поэтому составлять портрет героя для газетной «Доски почёта» мне пришлось по крупицам – благодаря сотрудникам Петроввальской дистанции пути.


Так, техник Ольга Исайкина отметила: «людей Беликова» угадываешь сразу, как только они переступят порог кабинета, – среди 400 работников дистанции они самые вежливые и скромные.


– Беликов сумел отлично сплотить свой коллектив, – добавляет ведущий инженер по организации и нормированию труда Марина Гладкина. – Порядок у них не только в работе, но и в помещении. Сказывается хозяйственность Виктора Александровича.


Начальник дистанции Александр Попов считает, что звание «Мастер 1-го класса» присвоено Беликову заслуженно. Бригада почётного железнодорожника признана лучшей на Приволжской магистрали. Балловая оценка содержания пути на его участке уже который год держится на уровне «отлично». После весеннего комиссионного осмотра ходили разговоры об открытии школы передового опыта на базе линейного участка, возглавляемого Виктором Беликовым. Возможно, так оно и будет.

Автор: Любовь Шмакова


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»