Локомотивная бригада в составе машиниста электровоза 1-го класса Юрия Антонова и помощника Александра Лукьянова из эксплуатационного локомотивного депо Тимашевская предотвратили наезд на тормозной башмак, брошенный кем-то на перегоне.
Ранним мартовским утром (на часах было без пяти четыре) локомотив ВЛ80 под управлением Антонова и Лукьянова вёз порожняк из 60 вагонов.
Скорость движения была невысокой, но профиль пути по выезду на перегон из горловины станции Новороссийск немного искривлён. В том числе и поэтому видимость была не слишком хорошей.
Вдруг помощник увидел лежащий на пути посторонний предмет. И тут же идентифицировал его, поскольку помеха движению была окрашена в жёлтый цвет. На рельсах лежал… тормозной башмак.
Кто его туда положил и с какой целью? Позже по клейму на башмаке выяснится, что принадлежит он пассажирскому вагонному депо Новороссийск. Им была закреплена группа из 19 вагонов. Кто-то выкрал это приспособление для торможения из депо и с неизвестными целями поставил его на путь. Действовал глупец или злоумышленник – неизвестно. Ясно одно: если бы не оперативные действия бригады, сход вагонов был бы неотвратим. Времени на раздумья не было.
– Земля! – выкрикнул Александр Лукьянов условное для бригады тревожное слово.
Юрий Антонов в считанные секунды автоматически включил тормозную систему. До опасного препятствия не доехали чуть-чуть…
По этому пути должны были вскоре пройти грузовые составы, а в 4.17 утра от станции Новороссийск отходил электропоезд. Грузовой состав успел отъехать от станции всего на 6 километров. В случае его схода последствия могли быть самыми серьёзными.
Машинист предупредил о случившемся дежурную по станции Новороссийск. Потом бригада осмотрела подвижной состав и локомотив. Вроде бы ничего страшного не произошло. График движения поездов нарушен не был. Тормозной башмак бригаде предложили взять с собой и по прибытии в локомотивное депо его сдать. А у ревизоров дороги появилась срочная работа: выяснить, что же произошло утром 1 марта на перегоне Новороссийск – Гайдук и как такая ситуация вообще стала возможной.
По итогам расследования за проявленную бдительность локомотивную бригаду из Тимашевской наградили, представление к награждению подписал главный ревизор СКЖД Александр Годунок.
Юрий Антонов сказал, что основной вклад в предотвращении происшествия внёс помощник, который первым заметил посторонний предмет на пути. Однако эксперты отмечают слаженную работу и профессиональные действия всей бригады – на принятие решения оставались секунды. Выручили реакция и опыт.
– Мы с Юрием Николаевичем работаем вместе уже почти 3 года, – поясняет Александр Лукьянов. – Он –опытный машинист, пользуется заслуженным авторитетом в коллективе. Многому меня научил. Это можно назвать наставничеством, наши локомотивные бригады так и подбираются. Мы в кабине понимаем друг друга с полуслова…
О своём коллеге Александр Лукьянов высказывается подчёркнуто уважительно, ведь тот по возрасту годится ему в отцы. Конечно, даже самый профессиональный, умелый машинист в каких-то случаях не может избежать происшествия. Но опытному Юрию Антонову ещё и везёт: он ездит без происшествий и в 2002 году был удостоен памятного знака «За безаварийный пробег 1000000 километров».
Заместитель начальника локомотивного эксплуатационного депо Тимашевская по эксплуатации Михаил Брюховских рассказал о том, что эта бригада «работает на отлично» и нареканий к ней нет.
– Юрий Антонов – профессионал с большой буквы, он передаёт свои знания коллеге, – пояснил Михаил Брюховских. – При формировании локомотивных бригад мы обычно учитываем такие характеристики, как опыт, для того, чтобы обучение помощников машинистов происходило не только в кабинете или на тренажёрах, но и непосредственно на рабочем месте.
Сегодня Юрий Антонов ездит из Тимашев¬ской по разным плечам – помимо Новороссийска – в Батайск, Лихую, Горячий Ключ. Такова «география» депо.
А свою карьеру железнодорожника он начинал ещё слесарем. Профессию выбрал по совету коллеги, ветерана войны, труда, пенсионера, бывшего паровозного машиниста.
– Ветеран часто рассказывал о своём боевом прошлом, о том, как водил паровозы, – вспоминает Юрий Антонов. – Он мне говорит: «Иди на железную дорогу! Мы когда-то по блату кочегарами устраивались, а сейчас все пути открыты. Профессия хорошая, зарплата и пенсия на уровне, локомотивы сейчас такие, о которых мы в то время и мечтать не могли». Тогда только появился магистральный локомотив ВЛ60.
Юрий Антонов прислушался к этому совету. В 1979 году Юрий Николаевич окончил курсы помощника машиниста в Краснодарском железнодорожном техникуме. С этого времени началась его карьера в дирекции тяги. Поначалу стал слесарем в локомотивном депо Краснодар. Как только появилась возможность, стал работать на локомотиве помощником. Потом с семьёй уехал в Казахстан, в промышленный центр Экибастуз. Вернуться на Кубань успел перед самым распадом Союза, в 1990-м. И уже 26 лет работает в Тимашевском депо.
– Часто бывает, что железнодорожниками становятся дети или родственники тех, кто связал свою жизнь с отраслью, – рассказывает Юрий Антонов. – Я сам – основатель династии, поскольку двое моих сыновей получили высшее профильное образование и сейчас работают помощниками машиниста.
Сегодня в депо Тимашевская многое меняется. Недавно здесь появился новый, полностью компьютеризированный учебный класс. Были закуплены 2 современных тренажёра (один из них – грузовой, ВЛ80С), имитирующих кабину локомотива и профиль пути. Юрий Николаевич – человек в возрасте, старой школы. Ему не так-то просто поначалу давались навыки тестирования, работы с компьютером. Но ничего, выучился. И в этом ему помогли в том числе и его младшие по возрасту коллеги. Более того, освоив непосредственно в депо основы работы на компьютере, Юрий Антонов стал пользоваться им и в своей повседневной жизни. Завёл электронную почту, научился выполнять электронные платежи.
А вот его помощник, более искушённый в компьютерных технологиях, скоро пойдёт на повышение. Этой осенью Анатолий Лукьянов намерен начать обучение в РГУПСе, поскольку сам хочет стать машинистом. Вначале он планирует выучиться на машиниста грузового поезда, потом отработать необходимую норму в этой должности и продолжить обучение, чтобы водить пассажирские поезда. Юрий Антонов также успел поработать на пассажирском локомотиве, а вернулся в грузовое движение «уже по возрасту», поскольку считает, что здесь хоть и ненамного, но полегче.
Несмотря на то, что Юрий Антонов является полным тёзкой известного певца, музыкой он никогда особо не интересовался. Его всегда увлекали более материальные хобби, косвенно связанные ещё со слесарной профессией, с металлом. Например, художественная ковка. Это увлечение разделяет и один из сыновей машиниста. Оформить ворота, перила, камин, отлить мангал или даже чугунный цветок – вот что интересно Антоновым. И здесь Юрий Николаевич передал свой богатый опыт.
Точно так же и в локомотивной бригаде – сплав молодости и опыта даёт надёжные результаты. И в повседневной работе, и в экстремальной ситуации.
Автор: Валерий Павлов