Они улыбаются, завидев её хрупкую фигурку на посту, напоминающем нос корабля. И она неизменно отвечает им улыбкой, протягивая свёрнутый жёлтый флаг и разрешая высокоскоростному поезду движение без остановки. Минуя 225 км, локомотивные бригады Стрижей вздыхают: «Красивая…».
Любовь с первого путешествия
Говорите, романтика? Да, так оно и есть! Убегающие вдаль стальные ленты путей не только не пугали 11-летнюю девочку, путешествующую в одиночку, но всегда завораживали. Тем более, впереди ждали городские пейзажи Санкт-Петербурга и беззаботные каникулы у тёти. Конечно, на поезд Настю сажали родители, на конечной станции встречали родственники, да и всегда готовые помочь проводницы присматривали за ребёнком в пути. Но, согласитесь, смелость здесь всё-таки нужна…. Так начали складываться особенные отношения будущей дежурной по переезду с железной дорогой.
– Мне очень нравится ездить в поездах, – признаётся Мичурина. – Особенно куда-нибудь далеко. Заберёшься на верхнюю полку и лежишь себе, смотришь в узкий прямоугольник окна, отмечаешь, как удивительно и неуловимо меняется погода. Но всё-таки я почти случайно связала жизнь с железнодорожным транспортом.
А произошло это вот как. Родилась Настя в Ставропольском крае в селе Ивановское. Как только девочке исполнилось три года, семья переехала в город Камешково Владимирской области. Там и выросла, вышла замуж. А жить с супругом решили на своей земле в посёлке Мирный. Пока Анастасия, будучи беременной, сидела дома, муж решил пойти по стопам своего деда и устроился работать на железную дорогу. Сейчас он уже бригадир пути в ПЧ Владимир. Возможно, и это обстоятельство сыграло свою роль в дальнейшей судьбе нашей героини. Но самое главное – чувства! На въезде в посёлок находится железнодорожный переезд, и, глядя на красивое здание поста, гордых, собранных женщин, следящих за порядком и движением, захотелось и самой оказаться на их месте. Дочь росла, декрет подходил к концу и нужно было скоро выходить на работу. По счастью, во Второво освободилось место сигналиста. И Мичурину взяли. Закончив курсы, девушка, наконец, получила то, о чём мечтала – любимую работу.
– Сигналист – это моя основная профессия, – рассказывает она. – Позже я выучилась ещё и на дежурную по переезду, начала выходить на подмены. А с 2015 года переезд 225 км стал моим постоянным местом работы. Но пришлось трудиться и на 220 км, и на 213 км. И скажу, что везде свои нюансы. Вообще за всё то время, что я тружусь на железной дороге, многое поменялось. К примеру, раньше при приближении скоростных поездов мы закрывали шлагбаумы на замки вручную, а сейчас поставили противотаранные устройства, которые выдерживают до 40 тонн. С ними работа упростилась – нажал на кнопку и спокойно стоишь, ждёшь поезд.
За горами, за долами и за переездами
Работа на железной дороге – это не только романтика, но и большая ответственность. Рассуждая об этом, Анастасия заверяет, что к безопасности всегда относилась с большим вниманием. И на то есть особенные причины. Ещё в подростковом возрасте пришлось пережить страшное событие. Своими глазами, слава Богу, она ничего не видела. Но даже лишь осознание страшной трагедии, произошедшей с другом, навсегда оставило отпечаток в душе.
Тогда знакомые 16-летние мальчишки перед поступлением в институт ездили во Владимир на подготовительные курсы. Добирались туда и обратно домой, в Камешково, на электричке. Забава такая была: когда ход поезда замедлялся – раздвигать двери и выпрыгивать на платформу. На спор. Однажды один из них, прыгнув, угодил между платформой и составом....
Вспоминать об этом тяжело и сегодня.
– Дочке своей всегда говорю, что нельзя баловаться на железной дороге и перебегать путь перед поездом. Она сейчас это знает хорошо, и даже мечтает работать на переезде, как мама.
А вообще за пять лет работы Мичурина уже насмотрелась на безалаберное отношение людей к собственной жизни.
Вот, например, история. Пост дежурного по переезду 225 км, два часа ночи. Переезд закрыт, Анастасия встречает поезд. И вдруг – молодёжь. Ребята на мотоциклах гонят прямо к переезду. Один из них на всей скорости въехал в плиту, перелетел её буквально. Парню невероятно повезло, ссадинами отделался. Минут через пять встал, отряхнулся и рванул. А железнодорожница, как и полагается, вызвала ГАИ. Парней поймали.
– Три года назад ещё был случай, – продолжает наша собеседница. – Произошло это в мае, дачная пора. И люди, как водится, спешили. За переездом, за нашим постом столкнулись двое. Сами автомобили проезду железнодорожного транспорта не мешали, но пробку создали внушительную. Помню, уже хотела срывать заградительную сигнализацию, потому что переезд был закрыт, и поезд мог проехать в любой момент. Слава Богу, один из водителей помог, стал регулировать движение и все благополучно разъехались.
Но ведь может и не повезти в другой раз. Чем тогда закончится очередная история?
Тревожная ночь
В ту ночь стояла тёплая, ясная погода. Ни облачка. Небо как на ладони, всё усыпано звёздами.
С 5 на 6 апреля Мичурина дежурила на железнодорожном переезде 225 км. В 1:55 по первому пути в сторону Владимира должен был проследовать пассажирский поезд № 91 сообщением Северобайкальск – Москва.
При приближении состава переезд закрывается автоматически. Нужно лишь убедиться, что проход для поезда свободный и нет никаких препятствий – людей или машин. Убедившись, что всё в порядке и препятствий движению нет, Мичурина вышла встречать поезд.
Вагон за вагоном перед внимательным взглядом дежурной по переезду проходил состав. И, казалось, всё хорошо. Однако сначала будто только почудилось, что в хвосте поезда мелькнул огонёк. А через считанные секунды пришла уже уверенность – действительно что-то не так. От первой и второй колёсной пары последнего вагона в темноту ночи летели огненные искры, словно от бенгальских огней. Колёсные пары были раскалены не на шутку. И не заметить это было невозможно!
– Когда увидела, конечно, испугалась – вспоминает девушка. – И сразу подумала просигналить машинисту, чтобы он немедленно остановился. Но если бы я это сделала, то потом к составу на перегоне не смогла бы подъехать техника и вышло бы очень плохо. А есть человек, который лучше знает...
Не дожидаясь, когда переезд освободится, Анастасия доложила дежурной по станции Второво Ларисе Кудаковой о случившемся: «Поезд идёт с красными колёсами, сильное искрение. Может сработать КТСМ».
Дежурная по станции приняла тревожное сообщение и действовала дальше согласно инструкции. На 217 км поезд благополучно остановили.
– Мы отвечаем за груз и жизни людей, – говорит Мичурина. – Не дай бог что случится! Конечно, я переживала. Но настороженность у нас всегда есть. Такая работа!
Непосредственный начальник девушки, ставшей в один миг героиней, дорожный мастер ПЧ Владимир Олег Шилин с отеческой теплотой замечает:
– Настёна, она исполнительная, все поручения выполняет без вопросов. Отзывчивая, и если что попросишь, не откажет никогда. Что могло произойти? Страшно представить. Заклинило бы колёсные пары, сход мог случиться, пострадали бы пассажиры.
Вообще с задачей по обеспечению безопасного пропуска поездов и автомобилей дежурная по переезду Анастасия Мичурина справляется на «отлично». И учиться не ленится. Раз в месяц, как и положено, приезжает в ПЧ на техническую учёбу. Знакомится с новыми приказами, телеграммами, участвует в обсуждении происшествий на других дорогах, встречается с вагонниками. Всё это важно и полезно – считает она. Ведь система шахматного контроля за проходящими поездами введена не просто так, и результаты её работы имеют колоссальное значение.
Инженер по подготовке кадров ПЧ Владимир Елена Пилипас нисколько не удивляется, что девушка уже успела отличиться.
– Её знания по шахматной системе контроля очень высоки. Поэтому меня не удивляет, что она выявила неисправность. Настя знает порядок действий, не боится работать со смежными службами. Хотя у некоторых работников есть зажатость в этом плане. Несмотря на то, что в жизни Настя скромна, в работе этого не видно. Мне очень радостно, что появился повод её отметить.
P.S. Накануне выхода этого номера «ВМ» нашей героине вручили нагрудный знак «За безопасность движения».
Автор: Алена Зудина