При выполнении маневровых передвижений с группой вагонов на тепловозе «ТЭМ-2» № 1289 машинист Альберт Насыриев и помощник машиниста Ильдар Хасаншин из эксплуатационного локомотивного депо Бугульма предотвратили случай проезда запрещающего сигнала светофора по станции Биклянь.
«Мы проводили маневровые работы на горочном комплексе станции Биклянь, везли порожние вагоны в количестве 18 штук, которые должны были переставить на другой путь, – вспоминает Альберт Насыриев. – Дежурный по горке передала нам маршрут. В шестом часу вечера от дежурного по станции Биклянь поступила команда переставить вагоны с 16-го пути, проследовать через горку от маневрового светофора «М-76» на шестой свободный путь до выходного сигнала. Мы подтвердили данную информацию по регламенту переговоров и, дождавшись команды составителя поездов, выехали с составом на шестой путь. Вдруг заметили, что два попутных светофора «М-46» и «М-36» сигнализируют запрещающим показанием, а стрелочный перевод № 58 приготовлен не по маршруту. Первым угрозу обнаружил мой помощник Ильдар Хасаншин».
В это время сам машинист наблюдал за показаниями приборов на пульте управления тепловозом.
Помощник увидел запрещающий сигнал, когда состав начал переваливать через горку и показания светофоров ещё не были особо заметны, немедленно передал сообщение своему старшему товарищу и тот, подтвердив обнаруженную угрозу, сумел быстро переключиться, своевременно применить экстренное торможение.
К счастью, обошлось без тревожных последствий, ведь навстречу следовавшему с горки составу шёл грузовой поезд «подъездников» – работников промышленных предприятий. Получается, что локомотивная бригада предотвратила возможное лобовое столкновение.
Применив экстренное торможение, машинист Насыриев доложил дежурному по станции причину остановки. После этого состав заново «откачали», опробовали тормоза и уже потом поставили на другой путь.
«Когда дежурный по станции даёт команду на проследование, машинист обязан подтвердить, что он её понял, – говорит Альберт Насыриев. – Но в то же время при следовании поезда локомотивная бригада должна и сама наблюдать за сигналами, положением стрелок. То есть, не ограничиваться одним «получил команду и поехал». Вообще нам приходится контролировать всё: состояние пути, движение людей, соседних составов и многое другое».
О своих заслугах машинист говорит скромно: «Так получилось. Просто стечение обстоятельств. Проявить бдительность – это наша обязанность».
Такой случай в служебной практике Насыриева произошёл впервые. Альберту 32 года, он работает машинистом четыре года.
«У моего напарника Ильдара стаж работы помощником и того меньше – с декабря прошлого года. Но, как говорится, опыт приходит в работе, – рассказывает машинист. – Мой напарник столкнулся первый раз с такой опасной ситуацией в пути. Теперь он знает, как важно следовать инструкциям, выполнять каждый их пункт – от этого зависит безопасность движения и даже жизнь локомотивной бригады».
В депо Альберт Насыриев пошёл по стопам отца, Фарита Мансуровича, который работает машинистом в эксплуатационном локомотивном депо Бугульма около 40 лет.
«Отец – мой главный наставник, у него я учусь всем тонкостям нашей работы, – признаётся Альберт. – На помощника я отучился в Бугульме, когда там ещё был учебный центр, а на машиниста уже переквалифицировался в Ульяновском подразделении Куйбышевского учебного центра. А проезды запрещающих сигналов – это наиболее грубые нарушения, допускаемые локомотивными бригадами, последствиями которых являются крушения и аварии, сопровождающиеся большим материальным ущербом, а порой и человеческими жертвами. Большинство таких ЧП происходит именно в маневровом движении. Считаю, что безопасность движения зависит от хорошего взаимопонимания машиниста с помощником. У нас с Ильдаром в этом плане всё в порядке».
В послужном списке молодой локомотивной бригады наград ещё не было, но в скором времени этот пробел может быть восполнен. Руководство эксплуатационного локомотивного депо Бугульма вышло с ходатайством в Куйбышевскую дирекцию управления движением о необходимости поощрить бригаду за оперативные действия, профессионализм и включить их в список кандидатов на награждение.
«Благодаря профессиональным действиям этой локомотивной бригады – машиниста Альберта Насыриева и его помощника – удалось предотвратить возможные тяжёлые последствия, связанные с обеспечением безопасности движения поездов», – отметил начальник эксплуатационного локомотивного депо Бугульма Константин Рыбаков.
Автор: Александр Савенков