Из рапорта машиниста эксплуатационного локомотивного депо Белово Владимира Сафронюка: «При следовании 13 апреля 2016 года по перегону Раскатиха – Ленинск-Кузнецкий 1 с правой стороны по ходу движения увидели сход земляного полотна – 50 метров в длину и 1,5 метра от края шпал. При проследовании бокового толчка и просадку пути не обнаружили. Проследовали этот участок на скорости 50 км/ч с особой бдительностью. Через боковое окно осматривали состояние поезда. Передали замечание дежурному по станции Ленинск-Кузнецкий 1».
Последняя капля
Коварные паводковые воды, подпитываемые близлежащим озером, подточили балластную призму рельсовой колеи на протяжении нескольких десятков метров. На земляном полотне змейкой пробежала трещина, и теперь уже было достаточно незначительного внешнего воздействия для того, чтобы нарушить целостность железнодорожного пути.
Этим воздействием, «последней каплей» стал проход по перегону Раскатиха – Ленинск-Кузнецкий 1 очередного состава. Вибрация сделала свое дело, сплыв насыпи получился впечатляющим, примерно на протяжении полусотни метров. В дальнейшем здесь могла возникнуть очень серьезная угроза безопасности движения поездов.
Порой вода бывает предельно агрессивной. Еще свежи в памяти многих железнодорожников последствия просадки насыпи в ноябре прошлого года на перегоне Ояш – Мошково, которую «организовали», как установили впоследствии, грунтовые воды. Командам двух восстановительных поездов со станций Инская и Новосибирск-Главный пришлось приложить немало усилий и проявить все свое мастерство, чтобы залатать прореху, используя при этом щебень крупной фракции. Тогда закрыли движение в оба направления, и все завершилось относительно благополучно. Тем не менее, из графика было выбито большое количество грузовых и пассажирских поездов. Пассажирским пришлось следовать в 170-километровый объезд через станцию Топки.
Утренняя угроза
– Какая здесь все-таки красивая природа, и даже озеро недалеко имеется! – Антон Килин, помощник машиниста электровоза, ведущего груженый углем состав №3202, старательно вглядывался в предрассветную мглу. – Искупаться можно...
– В апреле рановато для купания, – сдвинул брови машинист Владимир Сафронюк. – Не отвлекайся, впереди кривая и ограничение скорости до 60 километров в час.
По своему многолетнему опыту он знал, что местность здесь хоть и действительно красивая, однако низина именно весной, во время таяния снега, несет потенциальную угрозу. И на этот раз эта самая угроза со всей своей очевидностью предстала перед локомотивной бригадой сразу после прохода кривого участка пути: справа по ходу движения поезда зиял многометровый сплыв земляного полотна. Увидел его экипаж одновременно.
– Примерно полтора метра от края шпал, – оценил помощник машиниста.
– Это допустимо, – отозвался машинист, хотя в нештатной ситуации первая мысль – применить экстренное торможение. – Просадки пути не наблюдается, ухода рельсовой колеи нет. Аккуратно пройдем и будем внимательно следить за развитием ситуации.
Скорость поезда снизилась до 50 км/ч. Потянулись томительные секунды ожидания. Антон Килин через боковое окно внимательно вглядывался вдоль состава, пытаясь разглядеть «поведение» каждого полувагона. К счастью, все шло ровно, без раскачиваний, толчков и вертикальных ударов.
– Ну, кажется, миновали! – подмигнул Антон коллеге, который уже тянулся к рации.
– Дежурный по станции Ленинск-Кузнецкий 1! – зазвучал в эфире голос Владимира Сафронюка сразу же после прохождения опасного места.
– Дежурный слушает, – ожила радиостанция.
– Я машинист грузового поезда №3202. На перегоне Раскатиха – Ленинск-Кузнецкий 1, на 189 километре, 8-9-й пикеты, произошел сход земляного полотна.
– Машинист грузового №3202, все понятно, принимаю меры.
Дальше процесс пошел по установленной цепочке. На линию немедленно выдвинулась бригада из Беловской дистанции пути. После осмотра места сплыва было выдано ограничение скорости движения поездов до 40 км/ч по причине недостаточного «плеча» балластной призмы. Затем начались восстановительные работы.
А локомотивная бригада тем временем по прибытии в депо внесла соответствующую информацию в Книгу замечаний машиниста. Тоже в установленном порядке.
Из заключения машиниста-инструктора локомотивных бригад депо Белово А.Н.Ермолаева:
«Действия локомотивной бригады в составе машиниста Сафронюка Владимира Борисовича и помощника машиниста Килина Антона Александровича считаю верными, в соответствии с требованиями пункта №98 «Правил технической эксплуатации железных дорог РФ»... Ходатайствую о поощрении бригады за проявленную бдительность при выполнении служебных обязанностей».
«Электронное» поколение
Машинист электровоза 1-го класса Владимир Сафронюк начал свою трудовую деятельность в коллективе эксплуатационного локомотивного депо Белово в 1992 году.
– Профессиональное мастерство, которое Владимир Сафронюк постоянно повышает не только на практике во время своих рейсов, но и на семинарах, тренингах и стажировках, позволяет ему работать высокоэффективно, без случаев брака, – такую высокую оценку дает машинисту начальник локомотивного депо Белово Александр Хлебус. – Так что не случайно Владимир Борисович награжден знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км», а также знаком «Лучший машинист» III степени.
Великолепный пример добросовестного труда старшего товарища вдохновил Антона Килина на дальнейшее повышение своего профессионального мастерства.
– Сколько работаешь на транспорте? – интересуюсь я у молодого локомотивщика во время беседы с этим бдительным экипажем.
– С 2007 года, после окончания Беловского профессионально-технического училища №5, – охотно отвечает тот.
– Видимо, уже пора и самостоятельно водить поезда? – продолжаю задавать вопросы.
– Согласен! – широко улыбается Антон и разводит руки в стороны: – Вот осенью и поеду учиться на машиниста. Все уже решено, как говорится, окончательно и бесповоротно.
Разговор поддерживает Владимир Сафронюк:
– Молодым надо давать «зеленую улицу». Посмотрите, какие мы получили замечательные локомотивы нового, «электронного», поколения. Хочется сказать спасибо руководству компании и железной дороги за «Синару» – электровоз 2ЭС6. Надежная, комфортная машина, на которой уходить в рейс, честно скажу, – одно удовольствие!
Автор: Владимир Павлов