Нынешний май на Юге России выдался дождливым. Почти ежедневно хмурое небо прорезали высокоразрядные зигзаги, а на землю лились очередные вёдра воды. Вот и 13 мая весь день над Орловкой-Кубанской было пасмурно, дождь то заканчивался, то начинался вновь.
«Всё было как обычно: распланировали работу, написали наряды, провели инструктаж, – вспоминает Григорий Савоськин. – В этот день нужно было провести ревизию контактной сети, проверить роговые разрядники, устранить замечания вагона-лаборатории».
Вечером, уже после смены, Григорию позвонил энергодиспетчер: «Нет контроля постов секционирования станции Орловка-Кубанская».
Савоськин взял инструменты и отправился выяснять, что случилось с постом. Пост секционирования – это электротехническая установка, защищающая сеть от токов короткого замыкания, он также регулирует подачу энергии. Пост в Орловке-Кубанской контролировал как контактную сеть, так и аппаратуру автоблокировки, так что его значимость на маршруте Ростов-на-Дону – Краснодар переоценить трудно.
Быстро преодолев полтора километра до места, электромеханик открыл дверь поста и сразу почувствовал запах гари. На установке плавилась проводка, стойки телеуправления, на которые поступают команды диспетчера, были в дыму.
«Первая реакция, естественно, – отключить напряжение, – рассказывает Савоськин. – Отключил основное и резервное питание, а дым идёт, провода продолжают плавиться. Надо было тушить».
Григорий не дал разгореться начинающемуся пожару: схватил огнетушитель и быстро всё потушил. Доложив о произошедшем энергодиспетчеру, получил команду выяснить причину возгорания. Осмотр показал, что в разъединитель ударила молния и высокое напряжение разряда передалось по цепям управления в стойку телеуправления.
На место прибыла аварийная бригада. Повреждения благодаря быстрым и грамотным действиям электромеханика оказались не слишком значительными. Устранили их оперативно, так что до остановки движения на участке дело не дошло.
Григорий Савоськин из железнодорожной семьи. Отец работал монтёром контактной сети, позже – дефектоскопистом, мама – в вагонном депо, а с возрастом перешла на работу в железнодорожный детский садик. Жена Алёна – оператор в вагонном депо Батайск, а тринадцатилетний сын Семён планирует пойти по отцовским стопам.
Савоськин начинал дефектоскопистом в Батайске, но в итоге стал энергетиком, окончил Ростовский госуниверситет путей сообщения по специальности «электроснабжение».
«Электричество – нематериальная вещь, которую нельзя пощупать, и, наверное, поэтому всегда меня интересовало, – объясняет электромеханик. – Всегда хотелось понять его, вникнуть в принципы действия».
На работе Савоськин на хорошем счету: его ценит начальство, уважают коллеги. «Дисциплинированный и грамотный работник, – характеризует его заместитель начальника Ростовской дистанции электроснабжения Галина Картавых. – Знает, что делать в любых, даже нестандартных ситуациях, умеет быстро принимать решения. Кроме того, он хороший наставник для молодых сотрудников».
Но жизнь Григория Савоськина – это не только работа. Его любимое увлечение – земля. «На участке у дома выращиваем всё, что нужно для семьи: огурцы, помидоры, картошку, лук, чеснок. Так что в магазин за овощами не ходим. К тому же своё вкуснее и полезнее – никаких химикатов нет», – говорит он.
А любимое садовое детище Савоськина – собственный виноградник. Специально всей семьёй ездили на сельскохозяйственную ярмарку в Краснодар – подбирали сорта. «Думаю на пенсии активно заняться виноградом, – делится планами Григорий и улыбается. – А может, и виноделием, это требует много времени, как раз занятие для пенсионера. Но до пенсии пока далеко, пусть виноградник силу набирает».
Автор: Игорь Евдокимов