Это случилось 6 мая на станции Петропавловск. Машинист эксплуатационного локомотивного депо Курган Сергей Московенко вместе со своим помощником Андреем Катаевым прибыл на станцию принимать грузовой состав. Получив от дежурного по парку всю необходимую информацию на свой поезд, Сергей направился к локомотиву. Путь преграждала «разборка» – пригорочный локомотив, разбирающий вагоны. В этот момент и раздался зловещий скрежет металла. Он был настолько прон¬зительным, что Сергей сразу насторожился.
Звук, как он понял, исходил от отправляющегося тяжёлого «грузовика». Кстати, мгновенно реагировать на любую непредсказуемую ситуацию – это отличительная черта специалистов, которые непосредственно связаны с поездной работой. Их даже специально к этому готовят. Знаменитый курганский машинист-инструктор Сергей Лоскутников, например, всегда начинает занятия со слов: умейте быстро реагировать на непредсказуемость!
У Сергея сразу возникло подозрение, что какое-то ЧП случилось с колёсной парой. Однако в лучах вечернего солнца он увидел, как левое колесо четвёртого вагона юзом тащит по рельсу закреплённый башмак. Отсюда и громкий скрежет – металлом по металлу. Ещё секунда – и колесо может подняться на гребень башмака. А это прямой путь к опрокидыванию тяжелогруженого вагона.
– Первая мысль была: предупредить машиниста, – вспоминает Сергей.
Московенко бросился к кабине и разглядел коллегу, который с изумлением рассматривал его «маневры». Тогда Сергей вскинул руку и стал делать круговые движения, обозначая призыв к экстренному торможению. Один круг, другой, третий… И вот поезд резко затормозил. Всё! Беда миновала.
А Сергей торопливо направился обратно – к дежурному по парку, предупредил его о забытом башмаке. Спустя несколько минут железное приспособление извлекли из-под колёс и поезд был отправлен по маршруту.
Было ли у него чувство удовлетворения: вот, мол, заметил, предупредил!
– Нет, – скажет он потом корреспонденту. – Я просто всё сделал так, как полагается. А ещё подумал, что в локомотивной работе беда всегда одна на всех. Помог товарищу – хвала тебе. Не заметил – плохо.
Позже, по приезде в родное депо, Сергей Московенко записал в книгу замечаний отчёт о происшествии на станции Петропавловск и о том, какие им были приняты меры. Через день получил ответ: дежурный по парку наказан.
Начальник депо Игорь Шиловских лично поблагодарил Московенко и сказал: «Представлен к поощрению. Так держать!»
Сергею 26 лет. В 2011 году выучился на помощника, а через два года стал машинистом.
– Я учился в педагогическом колледже. Думал, окончу и буду работать в своей же школе. А потом ушёл в армию. Отслужил и решил изменить судьбу. А тут как раз в железнодорожном институте набирали три группы помощников. Учили нас опытные машинисты. Рассказывали так, как будто готовили нас в космос.
Может, относительно космоса он немного преувеличил, но факт остаётся фактом: готовили их на совесть. Помимо техчасти, говорили и о высокой ответственности, о том, что железнодорожники никогда не должны забывать, что за спиной огромный состав, в котором тонны груза.
Когда пришёл в депо, его наставники, Анатолий Гольцов и Прокопий Кадочников, тоже многое дали молодому помощнику машиниста. Сергей внимательно всматривался, как они работают, наблюдал, перенимал опыт. Потом, когда сам станет машинистом, это ему пригодится. Он понимал, как важно в чрезвычайной ситуации не растеряться, а принять взвешенное решение. И обязательно следовать инструкциям – они не подведут.
– Ни в коем случае нельзя вдаваться в панику, иначе можно прийти к неадекватным действиям. В поездной работе это опасно, – говорит наш герой.
Сегодня Сергей Московенко чувствует себя полноправным членом деповского коллектива. Это тот случай, когда говорят, что депо – родной дом. Всех знает и все знают его. Давно привычными стали инструктажи и медицинские осмотры перед каждой поездкой. И даже какое-то интуитивное понимание машины появилось: поднимается в кабину и сразу чувствует, в порядке ли. Хорошие отношения сложились у него с помощником Андреем Катаевым, претензий по работе к нему нет. И хотя пока вместе они провели всего три поездки, Сергей уверен: помощник толковый, не подведёт.
И ещё нравится ему в профессии постоянная учёба – инструктажи, технические занятия, советы опытных машинистов. Не ленись – и впитаешь в себя всё самое ценное, то, что потом не раз выручит. Сейчас, кстати, машинисты перешли на дистанционное обучение, и такая форма тоже важна – заставляет тщательно вдумываться.
За несколько лет Сергей успешно освоил все локомотивы, которые есть в парке: ВЛ10, ВЛ10К, ВЛ11, 2ЭС6. У каждой машины, считает он, свой характер. Но все они интересны в работе и вполне приятные. «Поездку» на каждом локомотиве он сначала отрабатывал на тренажёре, изучал профиль пути.
Что касается личной жизни, то наш герой ещё не женат. Решил: пока не построит свой дом – невестой не обзаведётся. Его родители живут в красивом селе Кетово, что находится в 20 минутах езды от Кургана. Вот здесь, рядом с притоком реки Тобол, он и строит свой дом аж на 120 квадратных метрах.
– Это лучше, чем квартира в Кургане, – считает Московенко. – Рядом будет большой приусадебный участок. Вот где можно будет развернуться!
Ветеран Курганского региона почётный железнодорожник Владимир Стародубцев так отозвался о поступке молодого машиниста: «Молодец! Я рад, что наша традиция – когда локомотивные бригады знают, что должны прийти на помощь, лишь бы оттолкнуть беду от коллег – жива и поныне».
Кстати, подобный случай когда-то был и у ветерана.
– Я не знал, что башмак не убрали. Колесо наскочило на него и зависло на гребне. Тогда я тоже вовремя остановил состав и по рации сообщил о случившемся дежурной. Когда колесо наезжает на башмак, он издаёт такой скрежет, который нельзя спутать ни с чем. Железо по рельсу скребёт так, что мурашки по коже.
Теперь и Сергей в этом убедился. И тоже уже не забудет этот характерный звук…
Автор: Вячеслав Аванесов