Это случилось как раз в пересменок. Отработав на своём посту ночь, дежурная по переезду на станции Анзёби Елена Лагутина передавала свои полномочия напарнице Валентине Скачковой и уже намеривалась отправиться домой.
Но уже давно замечено: человек предполагает, а обстоятельства располагают. Расслабиться не довелось. Отдых пришлось отодвинуть на полдня. Расписавшись в журналах приёмки и сдачи смены, передав по описи полагавшийся инструмент и поговорив о том, что с минуту на минуту должен появиться пассажирский поезд Северобайкальск – Москва, Елена вышла из помещения поста переезда с флажками. И тут её взгляду предстал автомобиль с фургоном, который проехав по затяжному подъёму через железнодорожные пути, поднялся на взгорок, сделал остановку и вдруг резко стал пятиться назад.
Елена насторожилась. Такого опасного манёвра в непосредственной близости от своего объекта ей видеть не доводилось. Что это ещё шофёр удумал?
Имея богатый опыт, который получила от действий неадекватных водителей других транспортных средств, на всякий случай поспешила навстречу фургону. Привлекая к себе внимание жестикуляцией рук и громкими возгласами, она потребовала от водителя, чтобы тот прекратил движение. А когда расстояние до шлагбаума сократилось до 20 метров, с криком: «Стой, идёт поезд!» открыла рывком дверь кабины.
Сидевший за рулём нехотя подчинился.
Секунда, другая – и Елена уже у щитка управления автоматикой переезда. Нажимает кнопку его закрытия. И вдруг её чуть не подбросило. Оторвав глаза от щитка, она увидела, как фургон резко дёрнулся и оказался на площадке переезда. В тот самый миг, когда автомашина остановилась снова, на её крышу опустился шлагбаум.
И это было ещё не самое страшное. События следующих мгновений показали, что из-за того, что шлагбаум не занял своё привычное положение, не поднялись плиты УЗП обеих сторон переезда. Елена тут же нажала кнопку включения заграждения и по радиостанции передала машинистам ожидаемого пассажирского поезда, а также дежурному по станции Анзёби и руководству ПЧ о возникшем препятствии на переезде. Получив сообщение, локомотивная бригада применила экстренное торможение.
Пришлось поволноваться и Валентине. Вместе с водителем Скачкова пыталась откатить автомобиль на безопасное расстояние.
– Если бы в этот момент у нас замерили уровень адреналина в крови, – говорит Елена, – то он бы превысил положенную норму в десятки раз.
Перессказывая пережитое, она вспоминает, какие тогда эмоции захлестнули её:
– Чтобы привести в чувство водителя, я уже подумывала огреть его лопатой.
Елена не распространяется насчёт того, что могла запросто оказаться под колёсами машины. Но её до сих пор передёргивает от воспоминаний о поведении водителя: сыпал оскорблениями он как из рога изобилия. А когда приехал экипаж ГИБДД, пытался возложить всю вину на дежурных по переезду.
– Такое неадекватное поведение на нашем участке работы со стороны водителей, управляющих автомототранспортом, скорее исключение из правил. Хотя нарушителей хватает. И хорошо, что на их пути стоят такие смелые и отважные работники, – похвалил своих подчинённых начальник Вихоревской дистанции пути Анатолий Демёхин.
У каждого дежурного на счету десятки выявленных нарушений, угрожающих безопасности движения в подвижном составе. На счету Елены они прибавляются каждый год. В прошлом году, она, например, обнаружила не зафиксированный стяжной хомут на цистерне, конец которого выходил за пределы габарита пути, и оторваный воздухопровод.
– Немало неисправностей в вагонах выявили Валентина Скачкова, Надежда Некрасова и Ванга Болюх, – рассказывает о своих коллегах Елена. – Не раз им доводилось быть свидетелями выезда автотранспорта на закрытый переезд. А ещё все у нас на отлично знают Правила технической эксплуатации железных дорог и уделяют большое внимание содержанию объекта.
Это заметно. Идеальный вид у переезда в любое время года. Несколько лет назад он был назван лучшим на ОАО «РЖД».
– Наш пост я иногда сравниваю с капитанским мостиком, – говорит Елена.
Сопоставление не случайное. 28 лет назад ей посчастливилось войти в качестве полноправного члена команды научно-иследовательского судна «Капитан Бондаренко». От Елены зависело настроение и здоровье экипажа. По должностному расписанию была поваром. Пять лет на камбузе сделали её смелой и решительной. Ходила в Австралию, Новую Зеландию, Канаду. Побывала в Антарктиде. Оказывалась в сложнейших ситуациях. Как-то раз у берегов Антарктиды в тяжёлой ледовой обстановке срезало болты пера руля корабля.
– Тогда страха не было. Был с кого пример брать. Экипаж состоял из настоящих морских волков.
После похода в её трудовой книжке появилась благодарность капитана судна за проявленный самоотверженный труд.
– Антарктида была моей первой мечтой, – поясняет она. Она сбылась. А второй мечтой стало желание испытать себя в прыжках с самолёта. Тоже сбылось: прыгнула три раза. Третьей мечта – работать на железной дороге. И она исполнилась тоже.
Теперь Елена болеет переездом. Очень переживает, когда её коллегам приходится бывать в такого рода форс-мажорных ситуациях.
В последнее время Елена пристрастилась к выращиванию цветов на даче, георгинов, роз и гладиулусов.
У каждой здесь своё увлечения. Валентина, например, любит спортивную рыбалку. На днях поймала шесть щук на Усть-Илимском водохранилище. И снова поехала за удачей – уловы-то у неё всегда хорошие. Но не весь он идёт на уху. Большая часть возвращается в море.
Другие дежурные занимаются вязанием и вышиванием. Есть те, кто разводит кур. Некоторые дружат с легкой атлетикой и плаванием.
– Без мечты и увлечений нельзя, – смеётся она. – Но переезд с нами 24 часа в сутки.
Автор: Александр Иванов