– Знаете, я никогда не хотел быть начальником. Думаю, получился бы из меня руководитель. Но я такой человек: из всех дорог выбираю путь, который мне хорошо знаком, до каждой ямки и извилины, и которому я доверяю. Для меня водить поезда и есть тот самый первейший путь, мне предназначенный.
С этого признания моего собеседника и начался тот самый разговор по душам, который не всегда складывается у журналиста с людьми мужских профессий.
На днях машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Зима пригласили в Иркутск на награждение. Отметить заслуги работника стальной магистрали решили в Иркутском филиале Дорпрофжела на ВСЖД за успехи зиминца в деле общественного контроля безопасности движения поездов: во время ли трудовой вахты, или вне её Семахин всегда в дозоре.
– Мне для чего природа глаза, уши, нос дала? Чтобы всё замечать в пути следования, – на строгом лице Семахина первая за нашу встречу улыбка.
Полгода назад, заступая в смену при приёмке чётного сдвоенного поезда, прибывшего в нечётный парк станции Зима, машинист, поднимаясь в электровоз, почувствовал едва уловимый запах гари. Оказалось, что горит фазорасщепитель первой секции электровоза. Сразу бросился на ликвидацию очага возгорания. На помощь подоспела локомотивная бригада, которая прибыла с этим поездом. Не обрати внимания наш дозорный на запах, быть пожару.
Спасать железнодорожную технику ему за свою жизнь приходилось не раз. В марте 2008-го Сергей Семахин предотвратил крушение грузового состава. Вёл он тогда свой поезд в чётном направлении и на участке Залари – Хотхор заметил, что у встречного грузового не всё в порядке. От буксового узла тележки вагона, по счёту 10-го с хвоста, идёт дым. Оперативно сообщил машинисту нечётного поезда и диспетчеру о возможном ЧП, грядущем развале буксового узла. Беды удалось избежать.
Полтора десятка лет водит поезда зиминский машинист. И прежде чем встать за пульт локомотива, одиннадцать лет отработал помощником машиниста. Не слишком ли долгий срок для человека, который со своим делом на «ты», ходить в подмастерьях?
– Помните, наверное, какие времена были в 90-х? Грузоперевозки в стране свелись на нет. Локомотивные бригады сидели без работы. Люди попадали под сокращения. Коллектив нашего депо состоял где-то из трёх сотен человек. Я тогда и этому месту был рад.
При первой же возможности перешёл на должность машиниста. Подумывал о том, чтобы получить высшее образование. Но принял твёрдое решение: кто-то же должен водить поезда!
Десять лет назад Сергей Александрович взял на себя обязательства общественного инспектора по безопасности движения. Предложили ему товарищи по депо: знали его принципиальный характер.
Со школьной скамьи мечтал стать машинистом. Поэтому по окончании школы пошёл учиться в городское профтехучилище на помощника машиниста. И когда наступила пора по-взрослому пересмотреть свою жизнь, что часто случается у молодых людей по возращении из армии, бывший сержант спецвойск поспешил в родное депо.
– Да, я считаю, что принципиальность – то самое качество характера, которое отличает очень хорошего машиниста от просто хорошего. Если в нашей работе есть инструкции, значит, надо их соблюдать до последнего пункта. И своей принципиальности следует быть верным до последнего. Ведь складывается она из каждодневных ситуаций, которые проверяют тебя на прочность, скручиваются в пучок, и процессе их преодоления получается то самое ядро, которое отличает одного человека от другого.
В депо Сергею Семахину давно доверяют сложные участки работ. Он водит сдвоенные грузовые поезда. Немало машинистов пришли в профессию, пройдя уроки под руководством наставника Семахина.
– На этого человека во всём можно положиться, рассчитывать на его поддержку в любое время суток, – говорит председатель первичной профсоюзной организации депо Александр Шустов.
Где находит время на общественную жизнь наш герой, вопрос риторический. Ведь Сергей Александрович ещё и уполномоченный по охране труда. А летом родные и близкие дома Семахина, можно сказать, и не видят – потому что он возглавляет совет одного из зиминских садоводств.
Во время награждения в Иркутском филиале Дорпрофжела его попросили поделиться мнением: людей с какими качествами нужно выдвигать в общественные инспекторы? Ответ был такой:
– Выбирать из лучших работников. Такие не будут работать ради галочки, премии, прибавки дней к отпуску. Только такие не пройдут мимо нарушения.
Потом уже, по окончании торжества, когда подарки были вручены, фанфары отзвучали, Сергей Александрович делился со мной:
– Может, про меня говорят, что мне больше всех надо. Так оно и есть. Вот я сегодня ехал в Иркутск пассажирским поездом. И был спокоен. Потому что знаю: за безопасностью движения на железнодорожном транспорте следят.
А ещё он говорил о том, что в трудовых коллективах становится всё меньше неравнодушных людей. Но приходят и такие, которые не знают, что ценой их безразличия может быть чья-та жизнь. Такие увидят нарушения – и пройдут мимо. Промолчат.
Поэтому у каждого своего помощника Сергей пытается воспитать принципиальность характера. Убеждает, что с ней в их непростой профессии расти легче: и авторитет быстрее приходит, и совесть будет чиста.
Автор: Лейла Мустафаева