Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Открытый урок

Открытый урок

Николай Меркулов, начальник Сасовской дистанции пути
Фирменный поезд №107 Санкт-Петербург – Уфа приближался к станции Сасово, когда в наше купе с до краёв наполненным стаканом вернулась соседка.

– Вы только подумайте, – обратилась она ко всем. – Ни капли не пролила, донесла!

В это самое время Николай Меркулов у себя в дистанции проводил планёрку, определяя фронт работ на ближайшие дни. Намечалось путейское «окно», и Николай Степанович анализировал имеющиеся ресурсы, чтобы по максимуму использовать их. Так что он объективно не мог разделить восторг пассажирки из проходившего мимо скорого. А ведь по большому счёту – это и оценка труда коллектива и его самого, 40 лет отдавшего Сасовской дистанции пути, половину из которых он руководит данным предприятием.

Николай и вырос в дистанции. Сюда привезли родители сына, появившегося на свет в деревне Семивражки Пензенской области. В Сасовской дистанции путевым обходчиком трудился отец Николая. Жили в казарме на 63-м км перегона Морсово – Выша, и парнишка знал, как работали путейцы. Остались и другие воспоминания.

– Иногда меня отправляли на малую родину, – вспоминает Николай Степанович. – Там дед как-то решил взять меня на сенокос. Возникла, правда, одна проблема – я не знал, с какой стороны подойти к косе. Как же дед рассердился на моего отца! Позже высказал ему всё, что думал по этом поводу. А тогда он нашёл подходящий инструмент, наточил его и обучил меня.

В 10 лет Николай Меркулов получил ещё один урок от деда. На Петров день семья во главе с ним отправлялась в райцентр на ярмарку. Для этого брали в сельсовете лошадь с телегой.

– Вечером транспортное средство, скрипя колёсами, подъезжало к дому, – говорит Николай Степанович. – Дед брался и за лошадь, и за телегу. К утру всё сверкало и ничего не скрипело. «Теперь до будущего лета никто телегу не смажет, – говорил дед. – Всему, Коля, нужен хозяин».

В январе 1966-го Николай закончил Сасовское ПТУ. На всю жизнь он запомнил мастера производственного обучения Ивана Гавриловича Гаганова и воспитателя Николая Гавриловича Корецкого. Дисциплина, порядок, личная ответственность и умение работать в команде – всё это наставники старались донести до своих учеников.

А затем началась армейская служба.

– Какой период в моей жизни самый яркий? Армия, – размышляет мой собеседник, с 67-го по 69-й год служивший в Псковской дивизии ВДВ. – Физически я был развит. И всё же... Во время первых учений экипированные под завязку «старики» брали у новобранцев те же радиостанции и несли их до финиша: «Только не отставайте, ребята!»

Так постепенно ковался характер нынешнего хозяина Сасовской дистанции пути. Хозяина не по праву собственности, а, что гораздо важнее, по активной жизненной позиции, пониманию ответственности.

– Путейское дело не имеет границ познания, – этот поистине афоризм я услышала из уст Николая Меркулова в ходе нашего разговора. Поняла, что говорит это Николай Степанович не ради красного словца.

На рубеже 70–80-х годов он почувствовал, что одного опыта путейцам уже маловато. В дистанции стали присылать новую технику, а к пути предъявлять повышенные требования. Где брать грамотное пополнение? И Николай Степанович идёт... в местную железнодорожную школу. Его предложение директору таково: я буду читать у вас лекции, естественно, бесплатно, а вы на месяц отправите старшеклассников на производственную практику в дистанцию.

– С ребятишками было интересно. Впитывали всё, как губка, мечтали взяться за дело. Однажды детская бригада выполнила производственное задание, – рассказывает Меркулов. – Каков, спрашиваете, результат? Многие пришли к нам уже дипломированными специалистами, некоторые трудятся в дистанции и поныне.

Сегодня здесь все начальники участков имеют высшее образование. Плюс университет на производстве, «ректором» которого является Николай Меркулов, каждый день дающий открытые уроки своим подчинённым. В дистанции огромное внимание уделяется обновлению багажа знаний. Главный инженер Александр Бозов, заместители  начальника дистанции Дмитрий Капленко, Максим Корастылёв и Наталья Аверкина, начальники отделов, инженеры, все, кстати, выпускники МИИТа, за последние годы неоднократно прошли курсы повышения квалификации. Садится за парту и сам «академик» Меркулов. Этому способствует и созданная в дирекции инфраструктуры, на полигоне МЖД система переподготовки.

В дистанции пути работают 40 специалистов с высшим образованием и 119 со средним профессиональным. Таким образом, обеспеченность квалифицированными специалистами составляет более 100%! Не в этом ли один из секретов успеха предприятия, на протяжении многих лет одного из лучших в Московской дирекции инфраструктуры!?

– Мы охотно делимся профессионалами, особенно, если они идут на повышение, – не скрывает Меркулов. – Некоторое время назад Андрей Козырьков, бывший у нас главным инженером, стал начальником Рязанской дистанции пути.

В поле зрения Николая Меркулова много чего. Но главное – производство.

– Путь любит внимание. Только тогда он гарантирует безопасное продвижение поездов, – уверен Николай Степанович, находя дело даже в условиях объективного спада объёмов перевозок. Как говорится, не было бы счастья...

– Сейчас по максимуму занимаемся тем, до чего прежде руки доходили во вторую очередь. Больше внимания уделяем просроченным километрам. Их чаще осматривают контролёры, чаще ходят дефектоскописты, – конкретизирует Меркулов. – У нас пока ещё есть куски пути на дереве. Укладываем их на старогоднее железобетонное основание. Занимаемся полосой отвода: вырубаем кустарник, другую растительность, особенно на кривых, в зоне железнодорожных переездов.

Вернувшись в Москву, позвонила Николаю Степановичу, чтобы узнать, как прошло «окно», тактику проведения которого он разрабатывал на планёрке в день моего приезда в Сасово.

– Выехали в четыре часа утра, в семь начали работы на перегоне Шелухово – Новая Пустынь. Закончили точно по графику, в 14.00, – чётко рапортует Меркулов. Чувствуется, что он доволен. Хотя было жарко и в переносном, и в прямом смыслах – путейцы опустошили четыре предусмотрительно заготовленные фляги воды. – Рельсы уложили при естественной температуре. Параллельно варили стыки. Лет шесть путь должен быть в порядке.

За семь часов «окна» на перегоне, говоря языком профессионалов, заменили рабочий кант. Если более понятно, то путейцы поменяли рельсы сторонами. В результате менее изношенная оказалась на месте более изношенной. Благодаря этому жизнь стальных ниток здесь продлится на несколько лет и не нужно будет ограничивать скорость поездов.

– Это проблема века – износ рельса и колеса, – размышляет путеец. – Упрочняют рельс – изнашиваются колёса. И наоборот. Пока учёные мужи бьются над этим, обеспечивать безопасность пассажиров и грузов должны мы.

Встреча с Николаем Степановичем дала и пищу для размышлений. В своё время на сети практиковались школы «рабочих академиков», того же Митрофана Батина, вагонника из Перово. Может, стоит возродить нечто подобное для подготовки молодых командиров среднего звена на опыте Николая Меркулова, его коллег. Возможно и другое. В ОАО «РЖД» найдётся с десяток образцовых руководителей дистанций пути. Собрать бы их вместе, обобщить накопленное, донести до людей. Это же бесценный капитал компании.

Строг и справедлив

Ольга Горбунова, специалист по управлению персоналом Сасовской дистанции пути:
– Под руководством Николая Степановича Меркулова я работаю уже 10 лет. Для меня главное в нём – сочетание строгости и справедливости. Он делает всё, чтобы люди работали с полной отдачей, спрашивая за результаты. Можно сказать, что у Николая Степановича имеются свои тонкости работы с подчинёнными. Так, с претендентами на какую-либо должность он вдумчиво беседует, устраивает для них своеобразные испытания. Но и помогает. Если надо, тут же объяснит, как надо поступать в том или ином случае.

Так, кстати, было и со мной. За плечами остались институт и совсем небольшой опыт практической деятельности. В то время, да ещё в таком небольшом городке, как наш, особого выбора не было. Впрочем, и сегодня железная дорога в Сасово – основной работодатель, где и зарплата находится на достойном уровне, и социальные гарантии имеются. В дистанции пути мне пришлось осваивать новое дело – работу с кадрами. Я очень признательна Николаю Степановичу за то внимание, которое он уделял мне, за его советы, подсказки, как действовать в различных ситуациях, как разговаривать с людьми. Благодаря Николаю Степановичу в коллективе создан особый микроклимат, когда хочется идти на работу и трудиться с полной отдачей. Думаю, что в дистанции со мной согласятся.

Сергей Ким, дорожный мастер цеха земляного полотна Сасовской дистанции пути: 
– Если совсем коротко, то Николай Степанович для меня что отец родной. Все мы чувствуем, что за ним – как за каменной стеной.

В своё время, принимая меня на работу, Николай Степанович объяснил, что путейцы заняты очень важным делом, что от меня, как и от моих коллег, во многом зависит безопасность движения. Это было своего рода предупреждение: если хочешь спокойной жизни – лучше ищи другое место. Но я уже был настроен трудиться именно здесь.

Прошло некоторое время, и Николай Степанович предложил мне занять место дорожного матера, а затем содействовал поступлению в МИИТ. Когда я рассказал об этом своим друзьям, то они очень удивились: далеко не каждый руководитель так заботится о своих подчинённых, решая проблему квалифицированных кадров иными путями.

Такой подход к делу со стороны Николая Степановича обязывает нас трудиться с ещё большей отдачей. Нам просто будет стыдно, если мы не оправдаем доверия своего руководителя.

Виктор Манчинов, председатель профсоюзного комитета Сасовской дистанции пути:
– Не секрет, что большинство работников Сасовской дистанции пути – воспитанники Николая Степановича Меркулова. В их числе и я. В своё время пришёл сюда, получил производственную закалку, изучил производство. А потом коллектив избрал меня председателем профкома.

Даже сегодня, когда освоил новое для себя дело, не пренебрегаю советами Николая Степановича. Он многие годы трудится здесь, умеет найти подход к людям.

Знаю, что не везде руководители предприятий держат руку на «пульсе» коллектива, его профорганизации. Мне в этом смысле повезло. Старший по возрасту и опыту работы, Николай Степанович Меркулов никогда не кичится этим. Зато всегда найдёт время выслушать и, если требуется, скорректировать какие-то моменты совместной деятельности. По его инициативе и при его участии решаются многие вопросы. Недавно, например, на территории дистанции мы посадили яблоневый сад.

Автор: Вера Чубарова


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»