Настоящего профессионала можно отличить от новичка или от неквалифицированного работника очень просто: он только посмотрит на объект и уже видит всё, что нужно делать
На станции Мальчевская молния попала в несущий трос контактной сети, нанеся серьёзные повреждения. К месту происшествия оперативно были направлены две бригады монтёров контактной сети из Чертково и Миллерово.
Это произошло в выходной для Дмитрия Равенкова день, хотя само понятие выходного для монтёров из дистанции электроснабжения – почти условное. Их могут вызвать на работу в любое время суток. Что и случилось поздним вечером в тот день.
Вокруг бушевала непогода, видимость была близка к нулевой. Но главной задачи – обеспечить движение поездов, не допуская срыва графика, – никто отменить не мог.
Дмитрий, пока они добирались до Мальчевской, выстраивал в голове план действий: сначала устранить прямые последствия удара молнии, обеспечить работу контактной сети, потом уже «делать габарит», просить «окно» и приводить всё в полный порядок.
После прибытия на станцию действовать надо было максимально быстро.
Район контактной сети №904 Лиховской дистанции электроснабжения, в состав которого входит бригада Дмитрия Равенкова, достаточно отдалённый. Коллектив обслуживает участок длиной 42 километра – от Чертково до Мальчевской. Это главный ход Северо-Кавказской железной дороги с напряжённым движением, особенно много тут пассажирских поездов в летний период.
Под ветром и потоками дождя, в ночной тьме психологически непросто отрываться от земли и лезть куда-то в высоту, но Дмитрий давно выработал в себе крепость характера. Надо – значит, надо, тем более, что он возглавляет бригаду и одновременно является одним из наиболее опытных специалистов.
Задача была непростой, но коллектив электромонтёров справился с ней в установленные нормативами сроки. Работа контактной сети была обеспечена. Сотни пассажиров, которые ехали на юг и возвращались домой, даже не знали о существовавшем повреждении и о том, кто и как его устранял.
– Настоящего мастера можно отличить от новичка или от неквалифицированного работника очень просто, – размышляет Дмитрий Равенков. – Он только посмотрит на объект, и понимает, в каком он состоянии, сразу видит всё, что нужно делать. Что оставить как есть, что поменять, что отреставрировать в соответствии с той задачей, которая поставлена.
Ошибки для профессионала недопустимы: это, в том числе, и потерянное время, а оно в свою очередь может привести к задержкам движения поездов. Не говоря уже о том, что электромонтёр, наряду с монтёром пути, самая опасная профессия на дороге, и любая оплошность с контактной сетью чревата угрозой для здоровья.
Неудивительно, что бригада Дмитрия Равенкова вышла победителем в конкурсе, проведённом среди 11 дистанций электроснабжения, работающих в регионе СКЖД. Соревнования проходили в рамках школы передового опыта.
Начальник службы электрификации и электроснабжения Евгений Юраев считает такую форму обучения и соревнования очень полезной, она позволяет познакомить всех участников с современными техническими и организационными решениями, а также способствует повышению уровня охраны труда.
Впрочем, таких специалистов, как Дмитрий Равенков, особо учить не надо. И хотя соревноваться его бригаде, в которой трудятся 13 человек, пришлось с очень сильными соперниками, представители Лиховской дистанции показали достойный результат.
Конкурс предусматривал два этапа – теоретический и практический. Баллы за теорию и практику суммировались. Вопросы на первом этапе задавались на самые разные темы, связанные с технологией. Самыми простыми считались вопросы типа: кто имеет право быть руководителем работ или выписывать наряд, – «ну кто же этого не знает»? А самые сложные – были связаны с теми цифрами, которые электромеханику необходимо знать назубок, к примеру, параметры воздушных стрелок.
Участки для второго, практического этапа (каждой бригаде их давали по два) выбирали по жеребьёвке. Наблюдающие так же определялись по жребию: за бригадой Дмитрия Равенкова следил представитель Кавказской дистанции электроснабжения. Места бригаде достались непростые, со сложным рельефом и кривизной.
Конкурсанты использовали вагоны-лаборатории для измерения параметров контактной сети (ВИКС). ВИКС позволяет измерять положение контактного провода, его высоту, зигзаги, силу нажатия токоприёмника на контактный провод, определяет напряжение в контактной сети, дефекты подвески. Все эти параметры фиксируют датчики.
– Это большое подспорье – не нужно всё мерить вручную, – считает Дмитрий Равенков. – Все параметры участка известны. Хорошо также, что мы работали не на тренажёрах, а на реальных участках контактной сети. Когда попадаешь в привычные условия, сразу становится психологически легче.
Движение поездов на участках, где шли соревнования, также не прекращалось – всё как в обычной практике.
Непросто было управляться и с техникой. Например, одно из используемых приспособлений весило более 100 килограммов, а его нужно было таскать от точки к точке. Но коллектив Равенкова победил уверенно, с явным преимуществом.
Дмитрий пришёл трудиться на СКЖД сразу после армии, вначале он был приёмщиком поездов. В 1998 году в МПС произошли кадровые сокращения, и Дмитрию пришлось оставить свою работу. Чертково – небольшой райцентр на границе с Украиной, трудоустроиться здесь непросто. Он очень переживал своё расставание с дружным коллективом и со всем тем, что мы имеем в виду, когда говорим «работать на железке». Долго не мог освоиться в новых, резко ухудшившихся экономических условиях.
Через три года Дмитрию Равенкову удалось вернуться на дорогу. Большим плюсом при этом стало то обстоятельство, что на сей раз он устроился по своей любимой специальности.
Ещё со школы он увлекался электротехникой, ремонтировал электродвигатели, телевизоры, магнитофоны.
– В первую очередь меня интересовала электрическая часть: провода, трансформаторы, распределительные щиты, – рассказывает Дмитрий Равенков. – Наматывать индукционные катушки научился ещё в школьном возрасте. После того, как я, что называется, набил руку, получил практику ремонта, ко мне стали обращаться за помощью соседи, знакомые, коллеги.
Обучали профессии электромонтёра Равенкова в Лиховской дистанции электроснабжения. С 2003 года он работает в районе контактной сети Чертково.
– Я в процессе обучения не сразу начал выходить на контактную сеть, работать вместе с бригадой, но потом постепенно всё получилось, – вспоминает Дмитрий.
– Дмитрий Равенков – настоящий профессионал, – отзывается о нём Евгений Юраев. – Кроме того, он отличается быстрой реакцией и хорошей интуицией.
Жена Дмитрия долгое время работала на железной дороге на станции Чертково оператором при дежурном по станции. У них двое детей, вот-вот должен родиться внук.
Дмитрий – заядлый рыбак.
– Рыбалка в наших краях хорошая, – рассказывает он. – Но главное не это. Работа у меня непростая, а на природе я отдыхаю душой. Приедешь с рыбалки и можно с новыми силами – в родной район контактной сети № 904.
Автор: Валерий Павлов