Пока весь город спал
Это случилось в декабре прошлого года. Дневная смена Вячеслава Здарова выпала на морозное и снежное воскресение. Хотя на работу составителя поездов статус выходного дня никак не влияет, разве что по утрам существенно уменьшается поток людей и автомобилей рядом с путями. В Заудинском, который располагается в самом густонаселённом районе Улан-Удэ, это особенно заметно.
Пока весь город ещё спал, Вячеслав Викторович уже отправился с маневровым локомотивом к соседней станции Блокпост 5647 километр. Там по заданию начальника станции ему предстояло осмотреть подготовленную к уборке группу вагонов, расположенную на выставочных путях.
Работа, можно сказать, будничная. Подъездных путей в Заудинском много и практически каждый обслуживается локомотивом грузовой компании. Поэтому в обязанности станционного составителя поездов входит тщательный осмотр вагонов, которые были использованы грузоотправителем или получателем груза, а теперь готовятся вновь выйти на магистральную линию.
– Осматривать необходимо не только внешнее, но и техническое состояние. Этим я и занялся, но уже на третьем вагоне заметил что-то неладное. Уж сколько вагонов я осмотрел за свою жизнь, а этот почему-то сразу привлёк моё внимание своим «нездоровым» видом, – вспоминает Вячеслав Здаров.
Внимательно осмотрев колёсную пару, составитель сделал вывод, что она имеет почти незаметные следы схода. Тележка словно подверглась сильному удару, хотя ни трещин, ни деформации видно не было. Об этом он оперативно и сообщил начальнику станции Блокпост 5647 километр, диспетчеру грузовой компании и начальнику станции Заудинский. «Подозрительный» вагон Вячеслав Здаров оставил на станции, а сам вместе с другими вагонами продолжил свой путь.
О случившемся тут же уведомили инспекторов по сохранности вагонного парка. Специалисты, прибывшие на станцию, провели тщательное исследование. Его результаты подтвердили догадку составителя – вагон действительно совсем недавно побывал в состоянии схода, но каким-то образом вновь оказался на путях.
– Нужно сказать, что следы схода действительно были едва заметными. Даже компетентным специалистам потребовалось некоторое время, чтобы их обнаружить. Тем удивительнее, что составителю Здарову удалось заметить неисправность буквально с одного взгляда, – отметил начальник станции Заудинский Дмитрий Шабаганов.
Как выяснилось в дальнейшем, сход произошёл на подъездных путях. Грузоотправитель, по вине которого это случилось, сообщать о случившемся почему-то не стал, просто решил своими силами вернуть вагон на рельсы.
Нетрудно предположить, чем бы такая «инициатива» могла обернуться, если бы в дело не вмешался опытный составитель. Побывав в сходе и попав на главный путь, неисправный вагон в любой момент мог привести к гораздо более серьёзной аварии, чем небольшая поломка на подъездных путях.
Грузовой вагон вместо локомотива
На станции Заудинский Вячеслав Здаров трудится с 2003 года. Сюда он пришёл уже опытным работником, в послужном списке которого значились 10 лет работы слесарем на Улан-Удэнском ЛВРЗ, а также четыре года в такой необычной должности, как взрывник на мелиорационном предприятии. Однако, как подчёркивает составитель, жизненный путь всегда вёл его на железную дорогу.
– В своё время я мечтал стать машинистом – как мой дед, который ещё паровозы водил. В детстве вместе с ним часто бывал в депо, где часами рассматривал эти великолепные локомотивы. Поступить на машиниста мне не удалось, хотя в итоге я всё-таки работаю на поездах. Правда, ехать приходится уже не в кабине, а на подножке тепловоза или грузового вагона, – с улыбкой говорит составитель.
По словам Вячеслава Здарова, за годы работы с этой самой подножки ему не раз приходилось экстренно спускаться, чтобы предотвратить столкновение с автотранспортом. Специфика участка, который обслуживает составитель, такова, что некоторые из подъездных путей пересекаются с оживлёнными городскими улицами. На одном из таких переездов расположен старый ручной шлагбаум, который некоторые водители почему-то как преграду не воспринимают и стремятся проехать прямо перед кабиной идущего тепловоза. В такие моменты составителю иногда лично приходится преграждать дорогу нарушителям.
К слову, именно стремление к соблюдению всех правил коллеги называют одним из главных отличительных качеств Вячеслава Здарова. Ответственный подход помогает составителю успешно трудиться даже в условиях растущей нагрузки на станцию. Так, объём выполненных работ в Заудинском по итогам 2016 года вырос на 33%, а уже в текущем году эти показатели выросли более чем на 15%.
– Сейчас на станции работают десять составителей, а Вячеслав Здаров относится к числу самых опытных из них. Секретами профессии он всегда готов поделиться с начинающими работниками. При этом сам он всегда, что называется, «держит марку», поэтому за работу смены, в которую заступил составитель Здаров, всегда можно быть спокойным, – подчёркивает Дмитрий Шабаганов.
Успешная работа составителя не остаётся без внимания. Вячеслав Здаров неоднократно поощрялся руководством Улан-Удэнского центра организации работы железнодорожных станций. Кроме этого в апреле 2016 года опытный составитель из рук Главы Бурятии получил почётную грамоту правительства республики.
Но к своим наградам составитель Здаров относится довольно спокойно. Гораздо важнее регалий для него возможность заниматься любимым делом. И если профессия составителя кому-то может показаться однообразной, то Вячеслав Викторович с этим утверждением в корне не согласен.
– Каждый мой рабочий день отличается от предыдущего. Различия кроются в мелочах – виды грузов, направления, типы вагонов. При этом полное погружение в работу не даёт скучать. В этом кроется мой секрет, благодаря которому я каждый раз с интересом заступаю в новую смену, – заключает Вячеслав Здаров.
Автор: Виталий Калашников