Старт, остановка, соблюдение скоростных режимов, переговоры по рации, сигналы предупреждения, мгновенная реакция на опасность – всё это знакомо любому машинисту. Каждый километр пути требует от локомотивной бригады огромного внимания. Ведь работа предполагает высокую готовность к нестандартным ситуациям. И всё же, когда машинист видит человека на пути, на принятие решения есть буквально доли секунды, чтобы предотвратить беду. В такой ситуации нет времени на раздумье и на неправильное решение.
Этого времени не было и у локомотивной бригады эксплуатационного депо Иланская – машиниста Юрия Букина и его помощника Александра Ипполитова, когда, двигаясь по маршруту, они заметили в колее бригаду путейцев.
– Следовали из Нижнеудинска, уже возвращались в депо, на станцию Иланская, – рассказывает Юрий Букин. – Поездка была хорошая, без замечаний. Приближаясь к станции Тайшет, у дежурной запросили по рации маршрут. Она дала команду следовать по третьему главному пути на проход.
Локомотив уже практически поравнялся со зданием вокзала, когда бригада заметила «желтухи» путейцев и сигналиста, подающего команды к остановке поезда. Букин тоже подал предупредительный сигнал, но, мгновенно оценив ситуацию, уже понимал – нужно принимать срочные меры к торможению, так как все монтёры пути в тот момент находились в колее и занимались ремонтом.
Юрий тут же краном машиниста произвёл остановку. Движение локомотива, медленно, со скрежетом стало угасать. Остановился поезд буквально в нескольких метрах от участка, где велись ремонтные работы. Остановочного отрезка хватило, но промедли машинист ещё доли секунды, и могли пострадать люди.
– Как выяснилось позже, бригада путейцев производила ремонт стрелочного перевода, – продолжает свой рассказ Юрий. – Стрелка была ослаблена, и они старались её как можно быстрее закрепить, чтобы пропустить поезд. Ведь если бы колёсная пара мощного электровоза ВЛ-85 заехала на ослабленный стрелочный перевод, то выдавила бы его напрочь. И схода было бы не избежать. А состав вели не маленький – 70 вагонов, к тому же гружёный контейнерами.
Как признаётся Букин, такой случай, когда приходилось применять экстренное торможение, в его пятилетней практике уже не первый.
– И каждый раз, когда в такой ситуации перед локомотивом оказываются люди, сердце, как говорится, «уходит в пятки», и в голове пульсирует только одна мысль: «Успеет ли поезд остановиться?», – говорит Юрий. – Но несмотря на то, что у тебя идёт большой выброс адреналина, пересохло в горле и сильно стучит сердце, в этой ситуации важно держать себя в руках и чётко, быстро выполнять все инструкции. Так что работа машиниста – это далеко не одна только романтика. Для людей нашей профессии главное – не только железное здоровье, но и характер, способность концентрироваться на важном, выдержка и внимательность.
А ещё – хороший и надёжный помощник. И порой найти такого бывает не просто. Ведь в этом тандеме важно полное взаимопонимание с полуслова, так как конфликты в кабине локомотива никому не нужны. И Юрию, как он считает, с помощником повезло.
– Александр Ипполитов – парень молодой, но уже опытный, – говорит он. – Приметил его, когда Александр устраивался к нам в депо и проходил у меня дублёрские поездки. И вот уже год работаем вместе. Стараемся из всех нестандартных ситуаций находить профессиональный выход. В нашей работе главное – вовремя проявить бдительность и не допустить беду. Ведь от того, как человек, избравший профессию машиниста, подготовлен теоретически и практически, как он осознаёт возложенную на него ответственность, зависит безопасность движения поездов.
Автор: Олеся Мизинко