Для дежурного по станции Новонежино Игоря Ятеля ночная смена, на которую он заступил 27 февраля, особенно чем-то не выделялась. Даже тот факт, что он смог вовремя обнаружить неисправность поезда и предотвратить тяжёлые последствия, когда весь грузопоток, идущий в порты Находки, мог остановиться, воспринимает спокойно. Экстремальных ситуаций в жизни движенцев очень много. Но это просто работа, считает наш герой, а ответственное отношение к ней диктует необходимость обеспечения безопасности движения поездов.
Станция Новонежино. Раннее утро. Оранжевое солнце уверенно поднимается в прозрачное весеннее небо. Спокойную сельскую тишину всё время разрушают резкие гудки пролетающих поездов и лязганье вагонов. Груз торопится к морю. Дежурный по станции, как на передовой, отбивает атаки телефонных трелей, держа под полным контролем весь процесс движения. А тут ещё подготовка к двухчасовому путейскому «окну» – в общем, рабочий день начинается.
И хотя Игорь Ятель сменился после ночной смены, в ожидании журналистов он не сидит без дела. Привычно внимательно осматривает состав поезда, в хвост которого цепляют толкач, попутно докладывая дежурной о том, что в соседнем «Ермаке» закончился песок. А без него преодолеть сложный горный профиль пути, пролегающий от станции Новонежино до Красноармейского, невозможно. Песок сдерживает динамику поезда, которая может сработать как хлыст и оторвать хвостовые вагоны.
– Спасибо, Игорь Анатольевич! – растягивая слова, уважительно поблагодарила за информацию коллега, сменившая его на дежурстве.
Он лишь приветливо махнул в ответ рукой, моментально переключившись на приближающийся к перрону пригородный электропоезд, на глаз и на слух определяя его «настроение». Эта концентрация внимания помогла ему и в ту февральскую ночь, когда он привычно вышел в эркер поста ЭЦ – небольшой выступающий балкончик, чтобы встретить чётный состав. Как вдруг среди какофонии накатывающих, как волна, механических звуков услышал нехарактерные нотки. Ещё раз прислушался. Чувствовалось даже на расстоянии, что цистерны шли как-то нехотя, с усилием.
«Что-то случилось, что-то не в порядке», – мелькнуло в голове. И не медля ни минуты, Ятель связался с машинистом, чтобы узнать, как поезд вёл себя в пути. Услышанное короткое «Тяжело!» лишь подтвердило его предположения.
– Свет от прожектора выхватил блестящую поверхность штока, торчащего из тормозного цилиндра. Я вызвал по рации машиниста, а сам побежал осматривать состав, – вспоминает события той ночи Игорь Анатольевич. – Проблему нашёл в 15 и 24 цистернах – не отпуск тормозов грозил тем, что на сложном перевальном участке поезд просто-напросто встал бы, остановив Транссиб. Устройство КСМ считало бы перегрев тормозной системы и «выдало» бы тревогу. Тогда по инструкции пришлось бы вызывать вагонников и осматривать поезд. Драгоценное время однозначно было бы потеряно. А так помощник машиниста «отдоил» тормоза, устранив неисправность на станции. А мы, пожав друг другу руки, смогли спокойно вздохнуть. И локомотивная бригада продолжила маршрут.
По мнению Игоря Ятеля, ничего героического в его поступке нет. Особое внимание – это часть работы движенцев, как, например, у врачей, автоматически обращающих внимание на малейшие изменения в здоровье человека, даже если доктор не при исполнении.
– Так и у нас. Хотя особое чутьё, особый движенческий слух приходят с опытом. И ты, командуя манёврами, уже начинаешь не только думать на три хода вперёд, а учишься мыслить масштабно, при этом обращая внимание на «говорящие» детали. Ведь станция Новонежино, хоть и пятого класса, играет очень серьёзную роль на дороге, – продолжает наш герой. – Именно в Новонежино происходят прицепка толкачей к электровозам и смена локомотивных бригад. Иначе груз не пройдёт в порты Находки через один из сложнейших перевальных участков на сети. Поэтому ты держишь во внимании весь процесс на участке, чтобы сделать всё возможное, если, не дай бог, случится нестандартная ситуация. Вагонников, например, на станции нет. Бывало, берёшь поездную «аптечку» и вперёд, устранять неисправность. И автосцепки могут заклинить так, что толкач подъехать не может. Словом, всякое бывало…
Игорь Ятель родился в городе Большой Камень. Но большая часть его жизни прошла именно в Новонежино, или Нежино, как называли свою деревню первые украинские переселенцы. Раньше здесь базировался вертолётный полк морской авиации Тихоокеанского флота. Но в конце девяностых годов «оборонка» начала активно сокращаться, и военный гарнизон перестал существовать.
– Мой отец работал в Смоляниново, крутил кино в местном клубе железнодорожников, – рассказывает о себе Игорь Анатольевич. – Наверное, поэтому я после армии решил пойти в РЖД, выучившись на помощника машиниста. Несколько лет водил грузовые поезда, поэтому специфику работы локомотивной бригады знаю изнутри. И это, безусловно, помогает мне в нынешней работе. А так как по натуре мне всегда жутко хотелось быть первым, (недаром говорят: «Плох тот помощник машиниста, который не мечтает стать начальником железной дороги»), я перешёл в движение. Хотелось узнать себя с другой стороны, да и карьерный рост здесь активнее. Сначала работал дежурным по станции Шкотово, был заместителем начальника станции Смоляниново, и теперь вот на родной Новонежино. О чём совершенно не жалею. Хотя на первых порах было очень тяжело осваиваться в новой профессии. Но это лишний раз меня убедило: не надо бояться круто менять жизнь. И ещё, главное – не высокие должности, а твоя роль на том важном месте, где ты задействован. В конце концов именно из таких важных звеньев и строится безопасность на железной дороге. И мы, железнодорожники, должны работать в связке, поддерживая друг друга. И неважно: путеец ты, дежурный по станции или машинист.
Автор: Наталья Кузьмина