Тот рейс для Владимира Крылова начинался вполне обычно. Он, машинист более чем с четвертьвековым стажем поездной работы, спокойно и уверенно вёл поезд с пассажирами, оставляя позади километр за километром. И вдруг увидел впереди: ярко блестящие в лучах солнца рельсы изогнуты волной. Применил торможение. И остановил поезд, не доехав до столь опасного места.
Резкое искривление рельсов называется углом в плане или выбросом пути. Такие ЧП у путейцев случаются иногда в периоды больших перепадов температур. Вероятнее всего – если не успели вовремя произвести разрядку плетей при переходе с зимнего режима на летний. Как они поясняют, выброс происходит в результате самопроизвольной разрядки температурного напряжения в рельсах и в случае необнаружения может привести к сходу подвижного состава. Одна из самых страшных трагедий на счету этого путейского брака – крушение «Авроры» в 1988-м, унёсшее десятки человеческих жизней. Слава богу, в этот раз всё обошлось.
И накануне празднования нынешнего Дня железнодорожника машинисту тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Варшавский Владимиру Крылову были торжественно вручены именные часы президента ОАО «РЖД» Олега Белозёрова. А помощнику машиниста Константину Руку – благодарность руководителя компании. Так отмечен вклад этой локомотивной бригады в обеспечение безопасности движения поездов. Ведь если бы не обострённая бдительность и не мгновенная реакция машиниста, на Октябрьской магистрали мог произойти сход состава международного пассажирского поезда.
События в тот день, 26 июня, разворачивались следующим образом. Локомотивная бригада следовала на ТЭП70БС с поездом №49 сообщением Санкт-Петербург – Брест по своему участку обслуживания – до Новосокольников. Отклонение угла в плане пути заставило машиниста остановить состав при приближении к 5-му пикету 64-го километра на перегоне Вырица – Новинка. К счастью, тормозного пути ему хватило. Естественно, машинист тут же доложил о происшествии поездному диспетчеру. Первый главный путь был закрыт для движения.
На место прибыли путейцы Санкт-Петербург-Витебской дистанции (ПЧ-19). В хвост поезда №49 был подан вспомогательный локомотив, который вывез его назад – на станцию Вырица. А оттуда уже движенцы пропустили его далее по маршруту – по второму, неправильному, пути. В результате на конечную станцию плеча обслуживания, в Новосокольники, поезд прибыл с опозданием чуть менее чем в два часа. На несколько часов были выбиты из графика десятки других пригородных, пассажирских и грузовых поездов.
– То, что наш машинист справился с ситуацией, свидетельствует о его высочайшем профессионализме, – говорит машинист-инструктор Санкт-Петербург-Варшавского локомотивного депо Александр Спиридонов. – К счастью, такие ЧП, как выброс пути, случаются редко. К примеру, в этом году, как явствует из недавно полученной нами телеграммы, на всей сети российских железных дорог дважды локомотивным бригадам удавалось вовремя заметить опасные участки, применить торможение и предотвратить сход подвижного состава. Счёт в таких случаях идёт на секунды. Владимир Крылов – действительно один из лучших наших машинистов: ответственный, надёжный, всей душой преданный делу. Помимо Новосокольников он водит пассажирские поезда до Пскова и Суоярви. Двадцать седьмой год трудится Владимир Михайлович на Октябрьской железной дороге, оставаясь всё это время верным нашему предприятию. Кстати, и его старший брат в нашем депо машинистом отработал 35 лет, но сейчас он на пенсии. Владимир Михайлович именно вслед за братом на «железку» и пришёл. У Константина Альбертовича Рука железнодорожный стаж измеряется четырнадцатью годами, но к нам он перешёл недавно. Впрочем, успел уже зарекомендовать себя с хорошей стороны.
Сам главный герой сегодняшней нашей публикации, Владимир Крылов, признаётся, что разных ЧП с ним за годы поездной работы случалось немало, хотя со случаем выброса пути он столкнулся впервые. Не так давно управляемый им локомотив врезался в оборванный электричкой контактный провод, 3 тысячи вольт на борт принял. А сколько оказавшихся под колёсами людей – пытавшихся перебежать через пути либо просто пьяных... И скольких столкновений с автотранспортом на переездах не удалось избежать!
Однажды Крылов врезался в брошенный сбежавшим водителем прямо на путях переезда молоковоз. Угодил автосцепкой в бензобак, тот взорвался, так что весь локомотив был в молоке. Месяца три коллеги-машинисты ТЧЭ-14 звали Владимира Михайловича «весёлым молочником». Представителям этой тяжелейшей в психологическом плане профессии, как и врачам, чёрный юмор с элементами цинизма простителен. Увы, сейчас Владимира Михайловича деповчане кличут «часовщиком». Ведь полученные им именные часы президента ОАО «РЖД» оказались бракованными.
График поездок у машиниста Крылова очень плотный и сверхурочных часов работы набирается немало. Что же тут удивляться, что за всё лето до своей дачи Владимир Михайлович так ни разу и не добрался. Тепловозы он любит и знает до последнего «винтика». Когда его локомотивное депо было ещё не чисто эксплуатационным, а эксплуатационно-ремонтным, Крылову приходилось «по совместительству» периодически – во время подготовки к летнему сезону массовых пассажирских перевозок – поднимать в ремонтном цехе отставленные от работы на зиму машины. А ещё он четыре сильно пострадавших в пожарах тепловоза поднял. Помогла и полученная в юности специальность электрика. Кстати, и первые из своей «коллекции» именных часов (тогда – начальника отделения дороги) Крылов получил за один из таких восстановленных тепловозов.
Ну а что касается путейцев, то о том, что на перегоне Вырица – Новинка назревает серьёзная проблема, они узнали ещё за 45 минут до вынужденной остановки международного поезда. Проехавший по участку машинист пригородного поезда почувствовал тогда что-то неладное и доложил поездному диспетчеру. На место прибыл дорожный мастер, скорость движения по участку была ограничена. Но больше никаких мер путейцы принять не успели. Причиной выброса на разборе была названо допущенное за несколько дней до него нарушение технологии ремонтных работ с использованием машины RM-80. Заместитель начальника дистанции по капитальным работам был отстранён от исполнения обязанностей, несколько руководителей получили дисциплинарные взыскания.
Автор: Ирина Верховная