Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Всем! Слушать всем!

Всем! Слушать всем!

Александр Курагин, Дежурный по переезду Глазовской дистанции пути
Шестого июня в семь утра смена дежурных переезда 1054 км была принята по всем правилам. Подсчитали инструмент, проверили целостность пломб, осмотрели 50 метров прилегающей территории... И Александр Курагин заступил на дежурство.

А беда подкралась уже через десять минут. У ничего не подозревающего водителя прямо на устройстве заграждения внезапно заглох бензовоз с полутора тоннами топлива в цистерне. Нет, водитель не нарушил правила переезда. Просто – так случилось. А последствия могли быть самыми страшными.

Реакция дежурного по переезду была мгновенной. Александр бросился в дежурку, сорвал пломбу, откинул фиксатор и нажал кнопку. В оба направления загорелись заградительные красные сигналы светофора. На всё ушло две секунды.

И никакой лирики здесь нет. Зато есть отработанный норматив – дежурных по переезду учат именно этому: две секунды на самые первые и самые главные действия в такой ситуации. После этого по радиосвязи на общей волне раздался голос дежурного:
– Внимание! Слушать всем! Слушать всем! Переезд 1054 километр – заграждение!

Между прочим, такой сигнал сродни морскому «SOS». Только там его подают, когда корабль уже гибнет и надо спасать людей. А на железной дороге сделают всё, чтобы даже техника не пострадала.

По регламенту после такого сигнала в эфире повисла тишина. Казалось, что сама Земля застыла. Были прекращены все служебные переговоры, оборвавшись на полуслове.

Первым тишину взорвал грузовой поезд № 1071. Спокойным голосом машинист ответил, что сигнал бедствия принят, правильно понят и что состав остановлен по Зуевке и ожидает разрешения ситуации. Беда могла быть в том, что на перегоне через считанные минуты ожидался встречный скорый поезд. Но эти две секунды всё решили. Поезд не успел миновать проходной светофор. Его остановка даже не потребовала от локомотивной бригады мер по экстренному торможению.

– Если бы всё пошло по другому сценарию, мы бы здесь не сидели и не беседовали на скамейке в парке. Но тогда было некогда бояться, рассуждать и думать о себе. Жизни сотен людей зависят от того – испугаешься, или, преодолев страх, чётко выполнишь всё по инструкции, – такую оценку сам себе дал Александр Курагин.

Однако надо из ситуации выбираться. Непосредственная угроза прошла, но дел много, а времени мало. Отдадим должное и пожилому водителю бензовоза, и элементарному везению. Последнее заключалось в том, что шёл мимо в этот момент местный трактор «Беларусь». Тракторист сразу оценил ситуацию и пришёл на помощь. Буквально на одном стартёре водитель выровнял машину на устройстве заграждения. Александр Курагин открыл шлагбаумы в режиме «аварийное открытие». И совместными усилиями бензовоз был вытащен за габариты обоих путей. Движение в оба направления было восстановлено ровно через семь минут с момента срыва пломбы кнопки включения сигнала заградительного светофора.

Сам Александр Курагин оценивает свой поступок скромно:
– В Алатыре, где располагается Учебный центр подготовки дежурных по переезду, действия в нештатной ситуации изучаются и тщательно отрабатываются на практике, особенно по части «двух секунд». Недаром: тяжело в учении – легко в бою.

Невиновность водителя установлена. Он сам стал жертвой обстоятельств. Зато сотрудникам ГИБДД города Зуевки, видимо, надо решить важный вопрос. Как получилось, что опасный груз перевозился в «гробе на колёсах» – в стареньком ГАЗ-53? Чем думали господа хозяйственники, отправляя такой автотранспорт по сложному маршруту? Есть ли гарантия, что подобное не повторится?

Зуевка – небольшой город с 11 тысячами жителей, райцентр. Даже городской автобус представлен только одним маршрутом, делающим несколько рейсов утром и вечером. Разумеется, родственники и знакомые почти на каждом шагу. Но не до такой же степени.

– Право, это ни на что не похоже! Хоть домой беги! Вот в этом и заключаются все неудобства популярности, я всего лишь выполнил то, что мне полагалось сделать по инструкции, – посетовал Александр Курагин.

Буквально – никакого прохода. Каждый зуевчанин с Александром здоровается, узнаёт в лицо, а остальные чуть ли не пальцем: «это он... он...». Видимо, благодаря районной газете «Нива». Надо отдать ей должное. Она охотно публикует материалы о железной дороге и не прошла мимо такого случая.

Но это – реакция земляков. Другое дело – чиновники. Две тысячи лет назад за спасение граждан в Древнем Риме полагалась почётная отставка с выплатой единовременного пособия, гарантирующего дальнейшую обеспеченную жизнь себе и семье. Это – к слову. Александр рассказал, что был недавно в местном отделении Пенсионного фонда, спрашивал, что ждать ему в связи с предстоящим выходом на заслуженный отдых. Узнали его или нет, но ничего толком не объяснили и вежливо выставили за дверь.

По первой своей профессии Александр Курагин – столяр. В 1992 году он устроился в Дистанцию гражданских сооружений, но нагрянуло сокращение штатов. Так попал в путейцы. Девять лет был монтёром, потом выучился на дежурного по переезду, и 1054 км стал для него родным, хоть и хлопот хватает.

– Особенно зимой. Лёд, намерзающий на ходовой части и на днище вагонов, часто ломает планку нижнего габарита поезда. Я обязан принять меры к его остановке, а дежурный по станции – вызвать вагонников для внепланового осмотра всего состава. Как правило, с вагонами всё в порядке, но с этим явлением приходится сталкиваться часто. Благо, на переезде всегда имеется пополняемый запас этих планок, – рассказал Александр.

В быту Курагин довольно скромен. Из ценностей у него на первом месте семья. Дети выросли и давно живут своей жизнью. А для Александра любимое место отдыха – приусадебный участок, либо берега Чепцы и озёр: это рыбалка. А она для него скорее способ созерцания и размышления о жизни, результат, хоть и имеет определённое значение, но всё же – вторичен.

– Говорят, что хороший человек – ещё не профессия, но и это немало. Ведь внутренняя порядочность и самодисциплина – основа основ любого железнодорожника. В Александре есть и то, и другое. А уж профессию путейца он познал сполна, не понаслышке, – такую характеристику подчинённому-коллеге дал мастер участка Дмитрий Симонов.

Автор: Леонид Акопов


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»