Дежурная по станции Смоляниново Екатерина Коткова работает на железной дороге более 25 лет. Богатый опыт, накопленный за эти четверть века, позволяет ей, как профессионалу, полностью владеть ситуацией, не допуская ошибок в работе. Поэтому присвоение звания «Почётный работник Центральной дирекции движения» стало закономерным итогом её отношения к любимому делу.
Наша героиня в жизни очень улыбчивый, позитивный и открытый человек. В ней столько энергии, что можно только позавидовать.
– При желании может и полком командовать! – шутят коллеги.
Впрочем, за полк вполне может сойти и сложнейшая станция на Дальневосточной железной дороге – Смоляниново, через которую проходит весь груз, идущий в порты Находкинского узла. И дежурный по станции должен не только мыслить глобально, продумывая ситуацию на несколько ходов вперёд, но и курировать смену железнодорожников разных специальностей, обеспечивающих работу в «поле».
– Эта боевая закалка у меня от мамы, – улыбается наша героиня. – После окончания Хабаровского железнодорожного техникума она работала сначала дежурной по станции Тихоокеанская, потом начальником грузового района станции Мыс Астафьева – её послужной список включает 33 года стажа на Дальневосточной магистрали. Поэтому я буквально с пелёнок впитывала особое отношение к железной дороге. А когда поступила в тот же техникум, старые преподаватели первые полгода называли меня Любой Козыревой, как маму. Настолько мы были похожи и внешне, и внутренне. Но это не обижало, а, наоборот, вызывало гордость.
Учиться Екатерине нравилось. Науки давались легко.
– Профессию я постигала больше не по учебникам, а ловила на слух, глазами, пропускала через душу новые знания, – говорит она. – Когда ты с детства знаком со спецификой работы движенца, альма-матер становится закономерной ступенькой на этом пути.
В 1990 году Екатерина начала работать дежурной по станции Кузнецово.
– Моим наставником была руководитель станции Лидия Степановна Тараканова – профессионал высочайшего класса. Она очень многое мне дала и в профессии, и по жизни, – продолжает Екатерина. – Поэтому было очень интересно постигать азы движенческой работы. Выходить на стрелки, встречать поезда, отдавать команды машинистам. Хотя и шишки приходилось набивать. К сожалению, у современной молодёжи нет такого выраженного интереса к работе. Поэтому, когда ребята приходят на практику, стараюсь их вдохновить, поддержать и помочь раскрыться. Ведь это так важно, особенно в начале карьерного пути.
Через некоторое время Катя вслед за мужем-железнодорожником переехала в Смоляниново.
– Виктор работал сначала слесарем подвижного состава, потом помощником машиниста, а я вновь села за «дирижёрский» пульт, – улыбается она. – Станция Смоляниново тяжёлая. Здесь проходит размен электровозов, меняется тяга, много маневровой работы. Бывают дни, когда пропускаем по 48 поездов в смену. Но я привыкла работать и жить в таком режиме. И проходить через нестандартные ситуации. И если, не дай бог, происходит ЧП, тут уж мы работаем всей станцией, плечом к плечу. Иначе встанет Транссиб. В прошлом году, например, когда произошёл сход, три дня одной командой наводили порядок. Ответственность, конечно, колоссальная, но мы же не зря выбирали себе профессию. А работа «на передовой» обязывает ко многому. У нас вообще отличный коллектив, который не пугают ни трудности, ни большой фронт работы. А главное, ты понимаешь, что твоя профессия приносит пользу, а это делает жизнь не только счастливой, но и осмысленной.
Формула успеха и счастья нашей героини проста – профессионализм, интерес к работе и постоянное желание открывать мир и себя.
– И тогда, – говорит Екатерина, – вы раскрасите свою жизнь разноцветными красками, она станет яркой и насыщенной, а трудности не такими значительными. Например, я в свободное время пою в хоре «Черемушки». Пять лет назад как пришла в районный Дом культуры, так и осталась там, найдя единомышленников. 17 сентября мы удачно выступили на конкурсе «Черниговские родники». Так что ездим с концертами, поднимаем людям настроение.
Автор: Наталья Кузьмина