Только профессионализм и быстрая реакция монтёра пути смогли предотвратить беду – возможный
сход грузового поезда
При осмотре пути и искусственных сооружений на перегоне Уманская – Староминская-Ей¬ская монтёр пути Алексей Иващенко обнаружил отсутствие двух стыковых накладок и принял все меры, чтобы остановить приближающийся поезд.
Следы криминального вмешательства преступников, чреватого тяжёлыми последствиями для железнодорожников, Алексей Иващенко обнаружил в ходе планового осмотра. Ситуация сомнений не вызывала: неизвестный злоумышленник вновь попытался прибрать к рукам материалы верхнего строения пути – две стыковые накладки. Каждая весит 26 килограммов.
Что и говорить, действия преступников были налицо. Кроме того, рядом с путями лежали 4 открученных болта. По счастью, смещения рельсов не было. Такая вот, с позволения сказать, накладка с накладками. А точнее – без накладок.
На малодеятельном участке Уманская – Староминская-Ейская такие происшествия случаются с незавидной регулярностью. По словам мастера Староминской дистанции пути Владимира Ткачёва, безработные жители прилегающих к железной дороге хуторов и сёл не прочь поживиться за счёт ОАО «РЖД».
Несмотря на то, что участок патрулируют представители ведомственной охраны и транспортные полицейские, охотники до железнодорожного имущества, увы, не унимаются.
Особенно часто случаи воровства происходят в сухую и тёплую погоду, когда к железной дороге можно беспрепятственно подъехать на машине.
– Проконтролировать ситуацию и заметить злоумышленников мы можем не всегда, ведь протяжённость участка – 35 километров, – констатирует Владимир Ткачёв. – Тут широкое поле деятельности для правоохранительных органов. А мы отвечаем за целостность пути и стараемся делать это на должном уровне.
Вот почему к этому перегону Алексей Иващенко и его коллеги по бригаде всегда относятся с повышенным вниманием. И в тот раз монтёр пути, как обычно, скрупулёзно оглядывал каждый рельс, каждый стык.
Опасная находка ожидала его неподалёку от
64-го километра перегона Уманская – Староминская-Ей¬ская (1-й пикет).
Похожее ЧП, вспоминает Алексей Николаевич, с ним уже было, но достаточно давно. Даже уже забылось, как тогда всё происходило. Но рельсовые накладки продолжают быть предметом преступного интереса со стороны жуликов-вандалов – ведь эти детали изготавливают из высокопрочной стали, которую дорого оценивают в пунктах приёма цветного металла. Воруют в основном безработные, ведь с трудоустройством в этих краях не очень-то хорошо, как и с соблюдением законодательства приёмщиками лома, которым официально запрещено иметь дело с материалами верхнего строения пути. И злоумышленники не останавливаются.
По прочности накладки не уступают рельсам. Стык считается самым напряжённым местом пути, а накладка на нём должна быть очень надёжной. В случае отсутствия хотя бы одной из них результат может быть трагическим – сход вагонов. Но ворам всё равно, что может случиться беда. Нарушителям не объяснить, что из-за их действий могут пострадать не только имущественные интересы компании «РЖД», но и транспортная безопасность, и люди, например, локомотивная бригада.
В случае, обнаруженном Алексеем Иващенко, зазор между рельсами составлял 18 миллиметров. Нормально преодолеть такой разрыв колесо локомотива и вагона просто не в состоянии. Таким образом, окажись путеец менее внимательным, беды не избежать.
Монтёр пути оказался на месте происшествия более чем вовремя: согласно расписанию, к опасному участку приближался грузовой поезд.
Времени на раздумья совсем не оставалось, надо было сразу принимать решение. И оно было един-ственно верным – подать бригаде сигнал об остановке поезда.
– Оградив опасное место, я сразу побежал навстречу локомотиву, – вспоминает Алексей Иващенко. – Машинист заметил, что я показываю ему сигнал остановки, и применил экстренное торможение.
Как известно, мгновенно остановить поезд невозможно. Притормозив у 4-го пикета, машинист и помощник самостоятельно взялись за осмотр опасного места, а затем полностью согласились с вердиктом монтёра пути: двигаться дальше было просто невозможно.
Тем временем монтёр связался с руководством дистанции и доложил о произошедшем. На перегон тут же выехали руководители предприятия, представители правоохранительных органов, чтобы зафиксировать случай кражи деталей верхнего строения пути и принять необходимые меры.
– В том, что обстановка сложилась действительно опасная, я не сомневался ни секунды, поскольку полностью доверяю мнению Алексея Иващенко, – говорит начальник дистанции пути Андрей Кучура. – За те 13 лет, которые он трудится на предприятии, он зарекомендовал себя с лучшей стороны: добросовестный, грамотный, ответственный.
Он начинал свой путь на дороге в 1993 году в хозяй¬стве движения, составителем поездов. А затем перешел в дистанцию пути, и этому выбору верен по сей день. Сегодня он настоящий профессионал высокого уровня, охотно делится своими знаниями с молодыми коллегами. За это его уважают в коллективе. А ещё ценят за рассудительность и спокойный нрав.
Монтёр пути Алексей Иващенко был одним из тех, кто через некоторое время и приступил к ремонту – устранению последствий вандализма. Бригада по неотложным работам, в составе которой он трудится, взялась за дело сразу же, как только на перегон подвезли накладки и болты.
В общем, к чести путейцев, работы были завершены в кратчайшие сроки. Ими руководили начальник Староминской дистанции пути Андрей Кучура и мастер Владимир Ткачёв.
– Я не засекал, сколько времени мы затратили на восстановление стыка, – рассказывает Алексей Иващенко. – Думаю, что в общей сложности с момента обнаружения дефекта до открытия движения на участке прошло не больше полутора часов.
Этот случай разбирали, как говорят, пошагово, и была дана хорошая оценка действиям в экстремальной ситуации бригады путейцев и Алексея Иващенко в частности. Но своё поощрение монтёр воспринимает как общую награду за профессиональные действия всех членов коллектива.
Сейчас бригада по неотложным работам Староминской дистанции пути занята плановой заменой рельсов в преддверии летнего сезона. На участке Староминская-Ейская – Старощербиновская с этой целью в ближайшие дни планируется «окно».
Сейчас, в преддверии более интенсивных летних перевозок путейцы стараются обеспечить хороший уровень безопасности движения поездов на обслуживаемом ими участке.
Автор: Марина Флегматова