Спасти человека
Эта задача не ставится в должностных инструкциях, но выполнить её необходимо: сигналист Шахтинской дистанции пути Виктор Борзов за 10 дней спас от гибели двух человек.
За 14 лет работы в Шахтинской дистанции пути монтёру Борзову всякое доводилось видеть. Но чтобы в течение одного месяца дважды вытаскивать людей с железнодорожных путей – такого ещё не было.
Хоть и пешеходный переход рядом, а напрямую быстрее – так решил, видимо, ночной сторож одного из предприятий, расположенных недалеко от Красного Сулина, и пошёл через рельсы. И если бы не Виктор Борзов со своим коллегой, путевым обходчиком Петром Ермаковым, не видать тому горемыке больше света белого.
Около 9 часов утра путевой обходчик Пётр Ермаков, выйдя из конторы, в которой он только что получил наряд на день, увидел сигналиста Виктора Борзова.
– Наверное, идёт расписаться в журнале, подумал тогда я, – вспоминает Пётр Ермаков.
Но Виктор Борзов остановился и стал показывать на рельсы. Метров за двести на путях лежал человек.
Решение было принято сразу: один бежит вытаскивать лежащего, второй пытается остановить поезд. С минуты на минуту ждали электричку Ростов – Лихая.
Подбежав ближе, Виктор Борзов увидел пожилого мужчину. Он лежал прямо на путях, а голова – на рельсе. Наклонившись, Виктор почувствовал запах спиртного. Человек был пьян, его тело обмякло, поднять его было трудно.
Не с первой попытки, но всё-таки Борзову удалось столкнуть старика с железнодорожных путей в кювет. Тут подбежал и Пётр Ермаков. Вместе они оттащили лежащего подальше.
Придя в себя, мужчина попросил подобрать выпавший на железнодорожных путях телефон и поискать сумку. Однако поблагодарить своих спасителей забыл.
Не успел он ещё скрыться за поворотом, как промчался тот самый электропоезд, под колёсами которого непременно оказался бы нетрезвый сторож, если б не бдительность и реакция железнодорожников.
Позже Виктор Борзов встретил спасённого и спросил, помнит ли тот, что его с путей вытащили. Но сторож или не помнил, или сделал вид, что забыл, – равнодушно мотнул головой и побрёл дальше.
Ещё раз Пётр Ермаков, встретив этого пенсионера в трезвом виде, сказал: «С днём рождения!» Тот удивился: «С каким днём рождения?». «Ты что, не помнишь, как ты второй раз родился на свет? Из-под поезда тебя вытащили...»
Но сторож удалился, не поинтересовавшись даже деталями своего спасения.
Через 10 дней Виктор Борзов находился на той самой остановочной платформе станции Сулин. Он осуществлял ограждение места работ организации, которая занималась строительством пешеходного перехода, оборудованного световой и звуковой сигнализацией. В 11.10 электропоезд Ростов – Лихая только проехал, высадив желающих на остановке. Люди прошли. Казалось, что на платформе совсем пусто.
Минут через 10 должен был пройти встречный грузовой поезд. Борзов сообщил работникам подрядной организации, что нужно сойти с путей. Они покинули опасное место. И тут сигналист увидел на путях женщину лет 35. Она лежала, не подавая признаков жизни. Виктор Борзов ринулся к ней, просчитывая, когда пройдёт грузовой поезд, какая у него скорость движения. Ситуация осложнялась тем, что у платформы поезд выходил из кривой, и машинист до последнего момента мог не видеть лежащую на путях женщину. Но даже если бы и увидел... Тормозной путь поезда составил бы не менее километра.
Виктор услышал звук приближающего поезда. Женщина была крупная, он попытался её поднять, но с первого раза не получилось. Виктор сделал ещё несколько рывков, неприятный холодок пополз по спине. Но сдаваться Борзов не собирался. Собрав все силы, он поднял женщину и втащил её на платформу. И даже успел переправить её на безопасное расстояние.
Грузовой пронёсся мимо.
Через пару минут спасённая им женщина пришла в себя.
Она не особо понимала, что с ней произошло. Сославшись на эпилептический припадок, она поднялась, выпила какие-то таблетки и пошла по своим делам.
Этот человек тоже забыл сказать простое спасибо за свою сохранённую жизнь. Но Виктору Борзову этого и не требовалось. Ведь пришёл он ей на выручку просто потому, что по-другому не мог.
Виктор Борзов – очень скромный человек. Придя на место своей работы, он никому не рассказал о случившемся, даже близким друзьям. Но так вышло, что о его поступке написали в местной прессе (случайным свидетелем происшествия стал журналист интернет-портала «Ёрш. Красный Сулин»).
Борзова вызвал его непосредственный начальник, дорожный мастер первого эксплуатационного участка Шахтинской дистанции пути Дмитрий Мухортов, пожал руку, поблагодарил за достойный поступок и попросил обязательно сообщать обо всех происшествиях.
Виктор Борзов на железную дорогу пришёл в сентябре 2002 года монтёром пути Шахтинской дистанции. Позже в связи с производственной необходимостью был направлен на курсы сигналистов, успешно их закончил, и с тех пор его работа – это ограждение места работы бригад на железнодорожных путях. Его основная задача – своевременно оповестить железнодорожников о подходящем поезде или электричке.
По словам начальника Шахтинской дистанции пути Сергея Бронникова, как только ему доложили о случае спасения женщины, он сразу же подписал ходатайство на имя начальника Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры Василия Костюка с просьбой поощрить Виктора Борзова из лимита начальника дороги.
– Борзов много лет на железной дороге, – говорит Сергей Бронников. – Я думаю, он отдавал себе отчёт, что тоже мог попасть под колёса поезда, спасая эту женщину. И я считаю, что он не просто выполнил свой долг, а поступил как смелый, настоящий человек, – говорит Сергей Бронников.
И на работе, и дома Виктором Николаевичем гордятся. Сам он лишь скромно пожимает плечами. Держа сигнальный флажок, Борзов вновь и вновь встречает поезда в готовности среагировать на любую нестандартную ситуацию.
Автор: Юлия Сухарева