Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Когда работа становится призванием

Когда работа становится призванием

Светлана Харина, дежурная по станции
1 января 2016 года при прохождении станции Зубарево грузовой поезд №2403 был остановлен дежурным по станции. Ситуация грозила аварией. У 67-го вагона с головы состава было обнаружено зависание валика подъёмника. В тот день по станции дежурила опытный движенец Светлана Харина, которая, заметив неладное, действовала оперативно и решительно.

Провожая проходящий поезд, она находилась в тамбуре поста электрической централизации и, как того требует инструкция, считала вагоны, отмечая про себя, что всё в порядке. Однако, дойдя до 67-го вагона, она заметила что деталь токоприёмника провисла.
– Зависание валика, во-первых, могло сказаться на качестве автосцепки, – сказала Светлана Анатольевна. – Во-вторых, на подъезде к станции Урульга есть устройство контроля подвижного состава с планками, которое провисший и свободно раскачивающийся валик мог попросту сломать, что привело бы поломке контрольного оборудования.
В течение 2016 года дежурная по станции Зубарево Светлана Харина обнаружила 26 недостатков и поломок в проходящих поездах. Руководство Забайкальской дирекции управления движением особо выделило пять из них, когда представило Светлану Анатольевну к очередной ведомственной награде, направив документы в центр.
28 января 2016 года в проходящем поезде №2872 у пятого вагона с головы поезда был обнаружен отрыв пояса по сварке у цистерны. Светлана Анатольевна оперативно сообщила об этом машинисту, связавшись с ним по рации. Осмотрев поломку, локомотивная бригада пришла к выводу, что разгерметизации цистерны не произошло. Однако, ещё немного, и пояс мог бы, отлетев, повредить контактную сеть или, что ещё страшнее, отпружинить в кабину встречного пояса и нанести травмы его машинисту и помощнику.
Поезд с неисправностью был отправлен до станции Солнцевая для её устранения.
За три десятка лет работы Светлана Харина научилась определять неисправности визуально, по звуку, выработала самое настоящее профессиональное чутьё. Наверное, движенцем может быть не каждый. Чтобы наблюдать за поездом, проходящим мимо станции на скорости 60-70 км/час, и обнаруживать в нём неисправности, необходимо обладать особой внимательностью. Работа эта очень ответственная.
2 и 6 февраля 2016 года произошли похожие друг на друга случаи. В обоих она заметила, что поезда идут без хвостового сигнала.
– Хвостовой вагон каждого грузового поезда особо отмечается, – пояснила дежурная по станции. – Соединительный рукав в нём особым образом подвешивается, что означает: поезд следует в полном составе. В тех случаях я этого не обнаружила и, следую инструкции, сообщила машинистам и поездному дежурному.
Впрочем, сама Светлана Анатольевна утверждает, что просто выполняла свою работу.
Поезда были взяты на контроль, и на станции Карымская их ждали осмотрщики пункта техобслуживания поездов.
23 февраля, привычно провожая проходящий поезд, Харина заметила искрение из под колёсной пары первой секции электровоза. Как выяснилось позднее, это держали тормоза, сработавшие на ходу состава. Кстати, аналогичный случай произошёл и 6 декабря.
26 случаев выявления недостатков, как мы выяснили, это совсем не мало. Например, в предыдущие годы на счету у Светланы Анатольевны было в среднем по 15-16 сигналов о неисправностях. Но на этот раз то ли опыт дал очередной качественный результат, то ли просто на её долю выпадали такие насыщенные смены.
Опыт, конечно же, приходит с годами. В 1986 году Светлана Харина впервые приехала в родное Зубарево как начинающий железнодорожник – проходить практику на станции. Она тогда училась в Шилкинском профучилище №16. Впоследствии она ни разу не пожалела, что выбрала именно профессию дежурной по станции.
Следует отметить, что Светлана Харина – потомственный железнодорожник. Ещё в далёких 60-х, когда по Забайкальской дороге ходили коптящие небо паровозы, в Зубарево на водонапорной башне работала её мать, Мария Акимовна Фёдорова. Здесь же паровозы сбрасывали отработанный шлак, который и отгружала Мария Акимовна, не жалуясь на судьбу и воспитывая будущего “Почётного железнодорожника”.
 Всё шло как по маслу. Работа девушке сразу понравилась. Экзамены на допуск к пульту-табло она сдала, ещё не закончив училища. Поэтому, получив в скором времени диплом, она приехала в родное село. Руководство станции охотно приняло её на работу.
В те годы станция Зубарево выполняла несколько больше функций, чем в наши дни. Тогда работал мостопоезд №16, выпускавший железобетонные блоки. В Зубарево производилась прицепка к грузовым поездам. Был свой маневровый тепловоз. Ежедневно для посадки и высадки пассажиров в Зубарево останавливались поезда №№191/192. Хватало работы и при начале летних путевых работ. Сюда нередко приезжали и высаживались работники сразу двух дистанций пути.
– Сейчас многое изменилось, – сравнивает наша героиня. – Хотя и нет уже маневрового тепловоза, не нужны стали составители вагонов, а работы меньше не стало. Стало больше инструкций и требований. Всё нужно успевать выполнять. Строже стал регламент переговоров с механиками и смежными службами. А, ну вот ещё что... На электротягу перевели, железобетонные шпалы и плети уложили. Вроде как, престижнее стало работать.
Летом, в период путеремонтной компании, работы становится больше, но и это для увлечённого профессией не беда.
В 1996 году Светлана Анатольевна была назначена начальником станции. Ответственности стало больше. Как и бумажной работы. Отчёты, распоряжения, инструкции. Всё это необходимо вовремя донести до коллектива, проинформировать доступно и в полном объёме. В её подчинении теперь был коллектив работников. У каждого свои проблемы, к каждому нужено было найти подход. Но с коллегами ей повезло. Станция все годы работала слаженно, без эксцессов. Все движенцы были одной сплочённой командой.
Жизнь звала постоянно совершенствовать опыт. В 1999 году Светлана Харина закончила Читинский железнодорожный техникум. У неё никогда не было желания отсидеться в сторонке и отмолчаться. Надо – значит, надо. И она штурмовала очередную высоту, которую ставила перед ней судьба.
17 января 2010 года у электровоза грузового поезда произошёл разрыв бандажа колеса. Светлана Анатольевна первой услышала неритмичный звук, который, конечно же, не мог слышать машинист в кабине локомотива. Спустя некоторое время она получила звание “Почётный железнодорожник ОАО “РЖД”. 
В 2012 году во время официально объявленного по Забайкальской железной дороге месячника “Автосцепка” начальник станции Зилово отлично выполнила все директивы и инструкции, остановив поезд, у которого в автосцепке вывалился валик подшипника. За проявленную бдительность и обеспечение безопасности движения поездов приказом начальника дороги Светлана Анатольевна была награждена знаком “Отличный работник ЗабЖД”.
В 2006 году по семейным обстоятельствам пришлось не несколько месяцев оставить работу. Но вскоре проблемы были исчерпаны, и это позволило ей вернуться на станцию, в качестве дежурной. Она вновь с головой ушла в любимую работу. Стала встречать и провожать поезда, следить за их исправным состоянием, заниматься наставничеством. Следует отметить, что в коллективе станции сегодня трудятся воспитанники Светланы Анатольевны, которых она научила работать собственным примером и мудрым советом. Стажировать новичков в своей жизни ей довелось немало. Молодые студентки приходили на практику, сначала внимательно следили за тем, как наставник работает за пультом, затем проходили испытания, получали допуск и уже сами под мудрым контролем наставника делали первые шаги в профессии.
– Я, наверное, очень демократичный педагог, – признаётся Светлана Харина. – Но именно в этом вижу возможность дать начинающему движенцу понять свою значимость, постичь меру ответственности и получить импульс для профессионального роста.
Параллельно и сама наставница продолжает повышать свою квалификацию, доводя навыки обнаружения неисправностей до совершенства. Сейчас обучение проходит с помощью современных компьютерных технологий. Но и такой способ даёт возможность в теории проанализировать массу сложных и неожиданных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться на практике.
Коллеги благодарны Светлане Хариной за её общительность, отзывчивость и готовность помочь всегда во всём. А она от души любит свою работу, и это сразу заметно. Впрочем, между сменами хватает времени и на личную жизнь. У Светланы Анатольевны счастливая семья. С мужем они вырастили двоих детей и уже нянчат внуков. 29-летний сын, Андрей, работает на золотодобывающем предприятии в карьерах Балея. По специальности он экскаваторщик. У него две дочки. Особенно рада погостить у бабушки в Зубарево старшая, четырёхлетняя Стеша. А Вереньке в мае исполнится только годик.
Дочери Хариных, Олесе, 24 года. Серьёзность она унаследовала от родителей. Закончив Забай­кальский институт предпринимательства по специальности “Экономист”, Олеся теперь получает второе высшее образование, на юридическом факультете, и живёт в Чите.
Самой Светлане Анатольевне до пенсии остаётся пять лет. Впрочем, она не чувствует никакой усталости, ведь работа приносит удовольствие. Это дело её жизни, её призвание. Она из тех, кто не ошибся с выбором профессии. Именно потому и дело спорится. Проезжая по станции Зубарево, локомотивные бригады могут быть уверены, что их безопасность в надёжных руках зоркой и наблюдательной дежурной по станции. Где есть уверенность в том, что не случится ничего страшного, и спокойствие, там и стабильность.

Автор: Константин Чиров


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»