Село Второво – крепкое поселение среднерусской полосы на полторы сотни домов. Железнодорожная станция прибавляет ему весу вдвое. Те, кого железная дорога выбирает себе в кадровый потенциал, всегда были у селян на особом счету. Среди таких – Ермаковы, потомственные железнодорожники.
На гребень волны
Не то чтобы Ермаковы детей сызмальства настраивают на путейскую должность или в тягу – этого нет. Но как-то так получается, что, даже попробовав себя на другой карьерной лестнице, члены семьи все же приносят свой жизненный опыт на магистраль.
Сын знатного осмотрщика вагонов из владимирского депо Михаил Ермаков решил «закинуть сеть на золотую рыбку» после девятого класса. За компанию с приятелем закончил училище в системе легкой промышленности. «В первый раз закинул он невод!» – улыбаются сегодня друзья-коллеги с железной дороги.
Но после службы в армии Миша устроился все же шлифовщиком. Здесь пришлось «поднимать» все школьные учебники: мастер кладет на верстак заготовку и чертеж – выдай ему в срок готовую деталь, на раздумья времени нет. Молодой рабочий быстро вырос до четвертого разряда. Однако производство стало рушиться. Многие помнят времена, когда зарплату задерживали на полгода.
Вот тут она и вспорхнула на гребень волны, его золотая рыбка. Начальник дистанции электроснабжения, земляк-односельчанин, позвал к себе: «Парень ты серьезный, из хорошей семьи, справишься!» Случилось это в 2005 году.
...Недальняя дорога от родового, оставшегося от бабушки дома до станции – и удовольствие, и зарядка. Катит велосипед, сплетается сеть мыслей. После планерки предстоит плановый обход участка (его положено делать три-четыре раза в месяц). На контактной сети в первую очередь Михаил смотрит на заземление: чтобы целостное, к рельсу привязанное. И чтобы все, что можно увидеть на контактной сети с земли, было на месте.
В этом году дистанция реконструирует последний старый участок Второво – Боголюбово. Этот единственный оставшийся перегон с оборудованием 60-х годов ХХ века – территория электромонтера контактной сети Михаила Ермакова и их бригады. Случается, жилки от старости рвутся на тросах. Надо смотреть и смотреть.
Неудивительно, что количество записей Михаила в журнале замечаний растет из месяца в месяц. Если в 2012 году по его предложениям разными службами устранено 180 нарушений, то за шесть месяцев этого года Ермаков сделал уже 157 записей.
Михаил Ермаков – общественный инспектор по безопасности движения поездов. Он один из 613 таких же общественников Горьковского региона. Составляющие лишь пять с небольшим процентов от общего количества работников, они с начала года выявили 3783 нарушения. Причем около двух тысяч из них таили в себе явную угрозу безопасности движения.
Спроси себя: ты не потворщик брака?
Безопасность движения – это исправный путь, здоровые локомотивы, крепкая инфраструктура. Это соблюдение регламента служебных переговоров и четкое исполнение работниками служебных инструкций. Казалось бы, всем все понятно. Откуда же рост браков в работе?
По мнению Михаила Ермакова и его товарищей, можно выделить несколько причин и, соответственно, типов работников, потворствующих бракам.
Работники первого типа – молодые самоуверенные люди, которые дорогу рассматривают как ступень для роста. Они обычно занимают места небольших начальников. Их отличает нежелание вникать в сущность проблем. Через полгода-год они отвоюют другую ступеньку лестницы. К чему же корпеть ночами над инструкциями? Поэтому они запросто могут пройти мимо вопиющих нарушений, даже не подозревая, что это нарушения.
Тип второй – люди, которые отработали на дороге больше десятка лет и многое увидели. Их отличает пессимизм, который ничем не пробьешь. Любимый ответ на все замечания к их работе – «А зачем? Так было, и так останется». О последствиях они не задумываются.
Третий тип, самый опасный. Это маститые железнодорожники, прекрасно понимающие опасность той или иной ситуации. Но...
Что же нужно, чтобы повысить безопасность? Сегодня, в первую очередь, надо наказывать за несоблюдение инструкции. За то, что, проверяя станцию, депо, поезд, участок контактной сети, не заметил нарушений.
Есть и другой тип работников. Это те самые, за которых начальник горд, потому что уверен в доставшейся ему по наследству бригаде, участке, дистанции. А почему? Да потому, что люди эти на транспорте не новички и успели четко показать: они не могут пройти мимо, не заметить, не услышать. Даже если это касается другого предприятия, другой организации. Они не могут работать по-другому. Важно заметить такого работника и поддержать его для общей пользы. Вот кто золотая рыбка для сети дорог! И для контактной сети, конечно, тоже.
Да, мы работаем для пассажира, для клиента, количественные показатели и получение прибыли – это важно. Но проблемы безопасности отодвигать на второй план рискованно. И опускать значимость людей, связанных с безопасностью движения, или просто умалчивать о них – ошибка. Нужно повышать мотивацию, сделать так, чтобы вопрос о безопасности был приоритетным в умах людей.
Мотивацию и материальную, и моральную. Вторая из них вообще малозатратная, но как же больно смотреть в глаза человеку, который тридцать лет отдал поездной работе, но оказался обойден наградами и даже «Ветерана труда» не заработал!
Не так уж пока велика, по правде сказать, и эффективность работы общественных инспекторов по безопасности. Недостатки выявляются, отчеты пишутся, но часто все это лишь примут к сведению. Когда же они станут обязательными для исполнения?
И за того парня
Вместе с Михаилом Ермаковым участок электроснабжения ЭЧК-3 обслуживают еще пять монтеров, три механика и техник – единственная женщина, работающая с документацией. Ими руководит начальник района контактной сети. Их обязанность – следить за контактной сетью, дающей электропитание поездам, а также за резервной линией и оборудованием сигнализации, централизации и блокировки. Их станции и перегоны – Боголюбово, Лемешки, Корякинская, Второво, Новая Жизнь, Тереховицы, Камешково, Новки. Содержать участок в порядке помогают мотовоз и машина.
Общественным контролем Михаил начал заниматься пять лет назад. Вспоминает, что подошел начальник ЭЧК-3 и предложил попробовать по-другому относиться к качеству личной работы и взять на себя долю ответственности за работу товарищей по району контактной сети. Два первых года Михаил приглядывался и приноравливался к общественным обязанностям. А в 2010 году прошедшие испытание общественники (по одному на район) были утверждены на общем собрании и получили удостоверения.
Поначалу не все товарищи приняли ситуацию: «За своими приглядываешь, Миша?»
– Что ты с этого имеешь? – прищуривались самые дотошные.
– Одну тысячу рублей премии по линии профсоюза за четыре года общественной работы, – это признание Ермакова зафиксировал журналистский диктофон. Зато за пятый – благодарность начальника дороги.
Что же касается товарищей по работе, то скоро они начали убеждаться: молодой коллега понимает происходящее не только в их сфере. Он может сделать замечания и вагонникам, и путейцам, и локомотивщикам. И наконец ситуация изменилась настолько, что сегодня кто-то из идущих рядом вдоль контактной сети может сказать Михаилу: «Смотри, непорядок. Запиши это в свой журнал и назначь дату устранения». Ведь одно дело – выговор начальника. И совсем другое – подсказка такого же рабочего, которая может оградить тебя от крупной неприятности!
Вот цифры. Если в год прихода Михаила Ермакова на дистанцию зафиксировано пять событий, а отказов – двенадцать, то в минувшем году – ни одного брака и два отказа.
В 2013-м Михаил и его товарищи впервые прошли краткий курс выявления неисправностей в других хозяйствах: ревизорский аппарат Горьковской дороги собрал общественных инспекторов на базе дортехшколы в Нижнем Новгороде, где специалисты из разных служб наглядно показали браки, угрожающие безопасности движения.
…Это случилось по пути на работу. По привычке он бросал взгляд на пантограф всякого проходящего поезда. То, что на лыже пантографа не хватает графитовой вставки, Михаил увидел сразу. Как монтер он знает: такое повреждение может в любую минуту привести к излому токоприемника, поезд остановится. Что такое внеплановая остановка поезда на линии, понимает каждый железнодорожник.
Михаил набрал на сотовом телефоне номер диспетчера. Тот по радиосвязи вышел на локомотивную бригаду. Машинист тут же опустил поломанный пантограф и поднял второй. На ближайшей остановке электровоз загнали в депо. Не надо объяснять, что осмотр и ремонт заняли гораздо меньше времени, чем аварийное окно.
Автор: Лариса Андрюшина