Настоящий профессионал помнит каждое произошедшее на сети дорог событие в сфере безопасности движения со всеми деталями
В течение I квартала текущего года осмотрщик-ремонтник вагонов ПТО-Юг эксплуатационного вагонного депо Батайск Иван Лякин предотвратил 3 возможных саморасцепа поездов, что могли привести к непоправимым последствиям.
Вот эти случаи, за каждым из которых могла стоять трагедия, если бы не самоотверженные действия осмотрщика.
28 января Иван Лякин обнаружил в вагоне №50686682 трещину корпуса автосцепки. 11 февраля в вагоне №62144779 увидел сдвиг буксы и нарушение торцевого крепления. 16 марта от его зоркого взгляда не ускольз¬нул излом клина тягового хомута в вагоне №57153207. В каждой из этой ситуаций вмешательство Ивана стало спасительным, потому что эти вагоны не были поставлены в поезда и во время движения поезда не произошли саморасцепы, которые на главном ходу СКЖД с высокой плотностью движения могли привести к крушению.
В прошлом году Иван обнаружил трещину боковой рамы по внутреннему радиусу R-55.
– Чаще всего трещины в тележках возникают в невидимой для осмотра зоне. Но мы, осмотрщики, прекрасно знаем, что признаками их появления является скопление в этом месте пыли летом, а инея – зимой. Да к тому же в месте образования свежей трещины всегда тень, что хорошо видно при освещении фонарём в тёмное время суток, – со знанием дела рассказывает Иван Лякин.
– Не заметишь трещину – жди разрушения боковой рамы на ходу поезда, а это может повлечь сход, как было 3 сентября 2009 года на станции Лесостепь нашей дороги. Помните этот случай? – спросил у меня Иван.
– Нет, – ответила я.
– Плохо, – посетовал он и в подробностях рассказал о том, как в грузовом поезде, состоящем из 68 вагонов и весом 5856 тонн, при скорости 34 километра в час сошёл 44-й с головы поезда вагон из-за излома боковой рамы во внутреннем радиусном переходе R55 буксового проёма.
Именно таким и должен быть настоящий, предотвращающий крушения профессионал. Ему необходимо помнить каждый произошедший случай во всех деталях, ведь любая информация может быть жизненно важной.
А ведь в депо Иван пока ещё, можно сказать, новичок. Пять лет назад он пришёл трудиться на это предприятие и уже смог достичь результатов, которые есть не у каждого опытного осмотрщика.
– В чём секрет успеха Ивана Лякина? – интересуюсь у вагонного мастера ПТО-Юг Виктора Пиюкова.
– Во внимательности и трудоспособности. Ивана Лякина по праву можно назвать настоящим профессионалом, притом осмотрщиком-универсалом, ведь не каждый может регулярно выявлять неисправности и в тележках, и в колёсных парах, и в литых деталях. Он работает в парке прибытия вагонов, а это значит, что он замечает то, что оставили без внимания осмотрщики, обрабатывавшие состав до него, – говорит Виктор Пиюков.
В смене, где трудится Иван Лякин, прекрасно помнят, как он впервые вышел самостоятельно осматривать вагоны. Уверенно, со знанием дела отстукивал колёсные пары, буксовые узлы, смотрел, не ослабли ли торцевые крепления букс, на месте ли гайки триангеля в тележке. И каждый раз не отступал от своего принципа: выполнять дело досконально.
О таких осмотрщиках-ремонтниках, как Иван Лякин, говорят: у них глаз, как у орла.
– Спасибо моим наставникам. Учился премудростям профессии у Владислава Ляпина, Виталия Мирошниченко, помогали и другие товарищи по смене. Вообще, на нашем ПТО каждый делится друг с другом знаниями, – говорит Иван Лякин.
– Иван оттачивал своё мастерство на базе депо и курсах повышения квалификации в Северо-Кавказском учебном центре профессиональных квалификаций. Сейчас сам старается менее опытным осмотрщикам передать свой опыт, выступая на технических занятиях. Всегда обращает их внимание на ситуацию на сети дорог, связанную с обнаружением осмотрщиками-ремонтниками трудовыявляемых браков, – отзывается о нём заместитель начальника эксплуатационного вагонного депо Батайск по кадрам и социальным вопросам Алексей Михальченко.
На сегодняшний день Иван Лякин обошёл по результативности своих коллег, что можно наглядно увидеть благодаря существующей в депо балловой оценке деятельности осмотрщиков.
– Баллы добавляются в первую очередь за обнаружение осмотрщиком трудновыявляемых браков, за посещение технических занятий, отсутствие больничных листов и другое. В прошлом году Иван Лякин набрал 2 тысячи баллов – это лучший результат по всему депо! А в этом году на его счету по итогам I квартала уже 740 баллов. Так что есть все предпосылки побить свой личный рекорд и опять стать лидером, – пояснил начальник ПТО-Юг Руслан Карташев.
В книге учёта неисправностей зафиксирован не один трудновыявляемый брак, который обнаружил Лякин. Страшно представить, что бы случилось, если бы он пропустил!
В свою личную копилку за I квартал 2017 года он «занёс» 27 вагонов, в которых были обнаружены трудновыявляемые неисправности.
К слову, за каждое серьёзное выявление неисправностей в вагонах осмотрщики-ремонтники получают денежное вознаграждение.
– Безусловно, это хорошая прибавка к заработной плате. Но ведь деньгами нельзя измерить ту ответственность, которую мы несём за прибытие вагона к месту назначения целым и невредимым, – говорит осмотрщик-ремонтник.
Иван Лякин признаётся, что на железную дорогу он шёл за стабильностью и регулярной заработной платой, а получил и то, и другое, да ещё попал в коллектив ПТО-Юг с хорошими традициями. Он, житель станицы Хомутовская Кагальницкого района, раньше трудился на одном из заводов Батайска, где работа была непостоянной. «Железку» расхвалил приятель, вот и решился устроиться в эксплуатационное вагонное депо Батайск.
Отработав смену и немного отдохнув, Иван Лякин полностью переключается на дела домашние, а их немало у мужа и заботливого отца. А ещё свободное время он посвящает любимому хобби – охоте. На неё обязательно берёт с собой собак. Их у Ивана – шесть: это красавцы грейхаунды (английские борзые) и дратхаары (немецкие легавые). Вместе с ними Иван ходит на лис, зайцев, енотов, шакалов. А ещё обожает рыбалку, его излюбленное место – река Маныч, где недавно поймал 15-килограммового толстолоба.
– Я мечтаю о том, что когда подрастёт сынишка Игнат, а ему пока нет и года, буду брать его с собой на эти сугубо мужские занятия, – улыбается Иван Лякин.
Кроме того, много времени Иван уделяет самообразованию и хочет выступить в дорожном конкурсе проф¬мастерства среди вагонников в этом году. А ещё есть у него желание в 2018 году поступить учиться заочно в Ростовский государственный университет путей сообщения.
– На железной дороге я нашёл своё призвание, собираюсь здесь работать и дальше, а, значит, для профессионального роста надо получить высшее образование, – считает Иван.
Автор: Елена Трифилюк