Самое начало марта – время, когда всё ещё темнеет рано. В тот день, в половине десятого вечера, локомотивная бригада, следовавшая с грузовым поездом из Орска в Оренбург, была настороже. И не удивительно, ведь время суток и неблагоприятные погодные условия – снегопад и сильный ветер – ухудшали видимость и не давали расслабиться ни на минуту на известном наизусть маршруте. Перегон Сара – Медногорск – эту местность в ста километрах от областного центра называют царством гор и крутых поворотов. Дорога пролегает через скалы и выемки. Здесь и могла произойти трагедия.
– Это случилось на 228-м километре. Мы как раз выехали из кривой, когда я не увидел соседнего, чётного пути. Оказалось, с расположенной рядом довольно высокой горы сошла лавина, – вспоминает Евгений Мешалов. – Снега навалило метра полтора высотой. Сразу подумал: если здесь пойдёт поезд, сход почти неизбежен. Пикетные столбики были полностью занесены.
Локомотив ВЛ80С ехал со скоростью 60 км/ч, поэтому последствия разбушевавшейся стихии машинист заметил буквально краем глаза. Согласно регламенту, он тут же доложил об увиденном дежурному по станции Медногорск. Выяснилось, что как раз в тот момент оттуда в направлении перегона отправился пассажирский поезд 031У Орск – Москва. Но команда на остановку была дана, и чрезвычайной ситуации – аварии с участием двухэтажного состава – не произошло. Всё это время помощник машиниста Сергей Прошин внимательно следил за ходом локомотива и за безопасностью движения.
Далее последовали уточняющие звонки: локомотивщик подтвердил ревизору по безопасности движения поездов, что это действительно лавина, а не «козырёк». Так называют скопившийся на отдельном участке горы и упавший на пути снег. Здесь же чётко была видна «ступенька» по направлению к скале, был риск дальнейшего сползания массива.
– Бывало, как раз ранней весной, когда и по ходу движения поезда сходили маленькие лавины. Тут, если снега чуть больше, чем нужно, вагон в середине состава может «прыгнуть», тоже опасно, – поясняет машинист.
– Конечно, всегда важно грамотно оценивать обстановку, чтобы при необходимости применить экстренное торможение.
Секрет мастерства Евгения Мешалова в том, что за прошедшие годы он на отлично изучил свои маршруты. Начал трудиться помощником машиниста в родном депо Орск ещё после армии, в 1990-м, а водить локомотивы – в 2004-м. Можно твёрдо сказать, что ремесло железнодорожника – его страсть. Тягу к профессии Мешалов перенял от наставника Валерия Яцкивского – он преподавал у юноши ещё в училище, а позже взял к себе в бригаду. Гордился: мол, учил студента, а нашёл достойного помощника. Труженик магистрали регулярно приезжает к ветерану на чай.
Важную роль в становлении железнодорожника сыграли и родные: мама Валентина работала врачом, а отец Николай – проводником, что интересно, как раз поезда Орск – Москва. Семья жила в частном доме неподалёку от путей, и с соседями – машинистами – отношения были очень тёплые.
– Одно из ярких воспоминаний детства: сосед дядя Ваня взял меня в поездку с собой в кабину. И так это было захватывающе, что не отпускает до сих пор. Даже в армии в железнодорожные войска попал, – улыбается наш собеседник.
Свободное время локомотивщик предпочитает проводить на свежем воздухе: зимой – на лыжах, в тёплое время года – на велосипеде. Когда хочется активности – можно на пробежку, если отвлечься – то на рыбалку. Но даже тогда беззаветно предан своему делу и признаётся: уходя в полноценный отпуск, нередко начинает скучать по «движению», хочется вновь и вновь «кататься». А это признак настоящего профессионализма.
Автор: Лев Акимов
Forum with id 24 is not found.