«За личный вклад в организацию и проведение мероприятий по борьбе с терроризмом… награждается заместитель начальника восстановительного поезда Таланов Владимир Николаевич». Эта Почетная грамота, подписанная руководителем оперативного штаба по Владимирской области, легла рядовым листом в стопу рабочих документов восстановительного поезда № 4081.
Спасатели
То, что скрывается за строками грамот, не всегда достояние гласности. Оно и правильно. Но что такое восстановительный поезд, Володя Таланов знал с детства. Глава семьи Николай Михайлович, главный кондуктор грузового движения, всегда обстоятельно отвечал на вопросы мальчишек.
Восстановители – это ликвидаторы последствий схода подвижного состава. Они мчатся на место стихийных бедствий, дорожно-транспортных происшествий и прочих чрезвычайных ситуаций. Их поезд набит техникой для оказания помощи попавшим в беду, а время готовности от получения приказа до выезда полностью экипированной бригады в три десятка человек составляет 40 минут.
Сам Володя, еще будучи неоперившимся помощником машиниста, иногда втайне тоже считал себя спасателем. Так получалось, что их локомотивная бригада меньше других в колонне вызывала «в случае чего» восстановительный поезд. А «в случае чего» в пору его послеармейской молодости было поболее, чем сегодня.
Начинал Таланов на тепловозе Т3. Были такие «старики» в локомотивном хозяйстве. На них частенько случались возгорания в выхлопных коллекторах двигателей. Да и сходы не считались такой уж редкостью. Грузопоток на станции большой, шпалы деревянные, буксы – на подшипниках скольжения, костыли наперекосяк. Делает Владимир Таланов, к примеру, маневры на подъездных путях. А рельсы вдруг возьми и расползись под груженым составом. Машинист в такое мгновение чувствует удар и резкое торможение: колесная пара проваливается внутрь колеи. Так вот, не раз и не два Таланов разными подручными средствами – накладочками, подкладочками – выкладывал обратную дорожку колесной паре. Благо силушкой Бог не обидел. И по этой дорожке «тихохонько, полушепотом, на цыпочках» закатывал состав в колею. В свое время это допускалось. Ведь если б каждый раз машинист ждал восстановителей, время простоя исчислялось бы совсем другими нулями.
В середине девяностых пути стали класть на железобетон, сходы-провалы практически прекратились. В то время Владимир Таланов работал на сборно-вывозном локомотиве. В ночные смены обслуживал подъездные пути, в дневные – ездил с пассажирскими поездами в Туму и Муром. Незадолго до наступления нового тысячелетия ему, машинисту первого класса тепловоза с правами управления электровозом, предложили должность машиниста-инструктора. Были учтены и поощрения, и награды, и нагрудный знак «500 тысяч километров безаварийного пробега». При назначении прозвучало, что это человек, который способен, даже не часто встречаясь с локомотивными бригадами колонны, знать все обо всех и предвидеть поведение каждого работника в чрезвычайной ситуации.
Воскресенье переносится
Он оправдал доверие. За восемь с половиной лет работы Владимир Таланов воспитал большую группу молодых ребят, двое из которых стали машинистами-инструкторами. Колонна освоила новую технику (тепловозы М62 и 2ТЭ10В) и на протяжении всего времени не имела ни одного случая брака.
Именно поэтому с конца девяностых при уходе в отпуск руководителей локомотивного депо исполнять обязанности заместителя начальника по эксплуатации оставляли машиниста-инструктора Таланова.
Память и природные способности, как и практика с опытом, конечно, делали свое дело. Однако не помешали бы и системные знания. А за плечами машиниста-инструктора были лишь курсы дорожной технической школы. И Владимир Николаевич в сорок лет поступил в Нижегородский железнодорожный техникум.
Вот и весь путь в спасатели – не короткая такая дорога. В этом году исполнилось уже десять лет ее новому ответвлению – работе Владимира Таланова в должности заместителя начальника восстановительного поезда станции Владимир.
И дальше в рассказе уже не разгуляться литературной фабуле. «Потому что работа восстановительного поезда – это вам не книжка-раскраска», – говорят в команде Таланова. Нередко это груда искореженного металла, полыхающий огонь и прочее сопутствующее, от которого порой дрогнет лицо и много видавшего человека. Тут уже чаще встречается другой стиль повествования: техническое заключение.
И лишь бесстрастные фото- и видеодокументы фиксируют руки работников восстановительного поезда – цепляющие, соединяющие, поднимающие, гасящие. И глаза – сосредоточенные, напряженные, усталые.
Конечно, чрезвычайные происшествия все реже. Слава тебе, Господи! И спасибо за это людям, отвечающим за нашу безопасность. Однако случаются.
Как правило, во внеурочный час. Так что красные дни календаря восстановители отмечают в основном по будням. Вспоминают: «В тот раз Владимир Николаевич повез семью в деревню…», «В тот раз мы сидели всем коллективом и праздновали Новый год…», «В тот раз все только разошлись после трудной смены…»
В тот раз дежурный зарегистрировал звонок о чрезвычайном происшествии на перегоне Нечаевская – Нефтепродукт. Вначале была дана короткая информация: «Сход грузового». Через сорок минут, когда поезд № 4081 был уже в пути, начали поступать дополнительные сведения, определился примерный объем работы. Так обычно и бывает – к моменту высадки восстановители разбиваются на бригады, каждая из которых уже получила четкие инструкции. Первым к месту события подходит руководитель, а после уточнения ситуации он расставляет по рабочим местам подчиненных.
Но в тот день по мере приближения к станции Нефтепродукт цифра сошедших с рельсов подвижных единиц росла и росла. В сходе оказалось 25 вагонов с углем!
Подъем!
Чтобы их поднять, подтянули семь восстановительных поездов с двух дорог. Работать начали в семнадцать часов, закончили на следующие сутки в девять. Несколько вагонов вывели из завала, остальные отправляли на обочину. Справа по ходу оказалась болотина. Чтобы стащить туда все покореженное, пришлось сначала валить под гусеницы бульдозеров лес. Такой тяжелой работы не помнили даже восстановители-старожилы. Хотя, как это ни покажется на первый взгляд парадоксальным, случаются и ситуации, о которых восстановители вспоминают с удовлетворением.
– А помните, нам премию зимой дали по тысяче рублей за поезд на переезде у Колокши? – вдруг сказал кто-то, и остальные одобрительно загудели.
Оказалось, вовсе не из-за премии. Или, во всяком случае, не только из-за нее. Из-за счастливого стечения обстоятельств.
Пятеро восстановителей следовали за тем поездом на работу в Петушки. Остановились под закрывшийся вдруг светофор. Что такое? Оказалось, впереди идущий состав столкнулся с застрявшим на переезде ЗИЛом. Схода не случилось, вагоны устояли. Но локомотив получил повреждения, состав был обездвижен. Узнав о том, что следом к переезду подъезжает бригада восстановителей, на связь с ними вышел Анатолий Лесун – начальник Горьковской дороги, в ту пору – первый заместитель начальника дороги. Восстановителей пустили по соседнему пути, и через четверть часа они привели локомотив в порядок.
...Под окнами восстановительного поезда во Владимире вот уже несколько дней стоит автомобиль «Лада». Серебрится под дождем, сверкает под солнечными лучами. Ребята в «желтухах» ходят мимо с добрыми усмешками: «Этот что ли?» «Этот», – отвечает кто-нибудь из открытого окна. «Поздравляю, Владимир Николаевич! Круто!» – уважительно кивают и старый, и молодой.
Автомобиль – подарок руководства Горьковской дороги заместителю начальника восстановительного поезда Владимиру Таланову ко Дню железнодорожника 2013 года.
Впрочем, теперь уже не заместителю, а начальнику поезда. Пока этот материал готовился к печати, Владимир Таланов получил повышение по службе. Больше всего хочет похвастаться этим перед детьми и внучками, которые скоро вернутся с отпуска на море. Кстати, старшая дочь Ирина – специалист психологической службы МЧС. Ту самую Почетную грамоту «За личный вклад в организацию и проведение мероприятий по борьбе с терроризмом» отец и дочь зарабатывали вместе.
Автор: Лариса Андрюшина
Forum with id 24 is not found.