На общесетевом селекторном совещании, прошедшем 11 марта, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин среди лучших работников российских железных дорог назвал имя дистанционного диспетчера станции Орехово-Зуево Татьяны Диденко. И это далеко не первое признание заслуг классного специалиста руководством транспортной отрасли.
Одно из наиболее широко встречаемых сравнений при описании работы станционного диспетчера – её сопоставление с работой дирижёра. Действительно, и тот, и другой по характеру своей деятельности призваны управлять (дирижировать) большими массами исполнителей. Только в одном случае перед глазами маэстро предстают дирижёрский пульт и оркестр, где каждому музыкальному инструменту отведена строго определённая позиция. И от того, насколько своевременно скрипка или виолончель начнут свою тему, зависит общая гармония. Что же касается станционного диспетчера…
Так сложилось, что станция Орехово-Зуево занимает стратегически важную точку: здесь сходятся стальные нити всех направлений. Через Орехово-Зуево поезда идут в Сибирь и на Дальний Восток, и в северном направлении (к портам Мурманска и Архангельска). Здесь формируются и составы, идущие в Белоруссию, Прибалтику. Так что станциям такого калибра, как Орехово-Зуево, отведена роль переработчика огромнейшего грузового потока. И даже временное затруднение деятельности этого узла сравнимо разве что с сердечным приступом человека. Что же до работы станционного диспетчера в этом узле, то она может аукнуться в любом месте дороги. Иначе говоря, от того, насколько адекватно тот оценит складывающуюся ситуацию и как отреагирует на неё, во многом зависит, как поедет дорога.
Знакомство автора этого материала с работой станционного диспетчера Диденко началось с рассказа заместителя начальника станции по технической работе Дениса Гуркина. Первым делом Денис Юрьевич вспомнил, как грамотно планируются этим специалистом поездопотоки в пределах транспортного узла в период, когда приходится соблюдать напряжённый график летних путевых работ. Задача, если разобраться, не из простых. Чтобы решить её, без гроссмейстерских навыков просчитывать ситуацию на несколько ходов вперёд не обойтись. А между тем на кон поставлена работа всей станции. Для «расшивки» ситуации, когда повсюду выставлены путевые «окна», надо суметь «спустить» реальный план локомотивным бригадам, «подвязать» нужное количество локомотивов, просчитать возможное число поездов, которые успеют проскочить между «окнами».
– Мне многократно приходилось быть свидетелем того, как грамотно и виртуозно расправлялась с этими задачами Татьяна Николаевна, – рассказывает Денис Гуркин. – В итоге получалось, что станция не только не набирала парк, но умудрялась ещё и частично его сбросить. А показатели по простою оказывались минимизированными до предела.
Профессиональный конёк Диденко, по утверждению её коллег, в ширине диспетчерского охвата и в редком умении взаимодействия со всеми смежниками. Как никто, она способна выстроить работу так, чтобы ничего не мешало перевозочному процессу. Из этих звеньев и складывается большая цепочка работы станции Орехово-Зуево как внеклассной сортировочной станции сетевого значения. Дежурные по парку, сигналисты, составители поездов, – каждый знает своё место в общем процессе. В ходе планёрок или другим образом, но Татьяна Николаевна обязательно найдёт способ довести до сведения каждого из своих коллег, что именно от него требуется, как восполнить потери, что были допущены накануне. Руководитель она строгий и требовательный. Но, признавая это несомненное качество станционного диспетчера Диденко, заместитель начальника станции по кадрам и социальным вопросам Любовь Догаева считает необходимым отметить, что и самый высокий процент выполнения производственных показателей приходится на смену Татьяны Николаевны.
– Пусть у Диденко, как у нас говорят, не забалуешь, но работники станции просятся именно в её смену. Просятся потому, что знают – в этом случае они будут с премией. Она и за людей переживает, чтобы те получали достойную зарплату, и сама выкладывается полностью.
А Денис Гуркин, закругляя затронутую тему, признался:
– Как только вступает на пост смена Диденко, меньше всего опасаешься, что какая-то ситуация по большому счёту может помешать ритмичной работе станции. Ибо знаешь: случись что, обязательно будет найден нужный вариант решения проблемы. Иначе и быть не может, поскольку Татьяна Николаевна, на мой взгляд, максимально приближена к эталону станционного диспетчера.
Восемь лет проработал бок о бок с Татьяной Диденко главный инженер станции Андрей Крупинов. И его суждение почти ничем не отличается от мнения Д.Гурина:
– Из станционных диспетчеров я не знаю никого, кто бы больше соответствовал по своим личностным качествам этой профессии, нежели Татьяна Диденко. Вообще, её авторитет непререкаем не только в коллективе станции, но и среди коллег Московского узла.
...В нынешнем году исполняется ровно 30 лет, как выпускница Орловского техникума железнодорожного транспорта Татьяна Диденко впервые оказалась в Орехово-Зуево. Возвращаясь памятью к тому времени, заместитель председателя профсоюзного комитета линейных станций горьковского направления МЖД Елена Крюкова утверждает, что тогда ещё совсем молоденькая Татьяна практически с момента прихода на станцию сумела проявить свои лидерские качества.
– Лидер она везде и во всём, куда ни поверни, какое направление деятельности ни возьми. И на рабочем месте, и в ходе наших корпоративных мероприятий, и в своей семье. О её талантах можно судить не только по отношению к коллегам, но и к детям, внуку, и по тому, как ей удаётся решать в том числе и домашние проблемы.
А Татьяна Николаевна, обращаясь к событиям почти 30-летней давности, вспоминает, что в Орехово-Зуево она оказалась по распределению после окончания учебного заведения и была обязана отработать три года.
– Но ни тогда, – говорит она, – ни потом у меня не возникало желания сорваться с места. И сейчас не жалею, что когда-то приехала в Орехово-Зуево. С самого начала работы здесь почувствовала себя нужной. Может быть, оттого, что знала, как следует выполнять свои функции.
Однако некоторые нюансы в слова героя этого материала стоит внести, поскольку далеко не всё было так гладко в трудовой биографии Татьяны Диденко, как может показаться. И сложный путь от оператора, дежурного по парку станции до станционного диспетчера мало был похож на праздник с фейерверками. Впрочем, и она сама этого не отрицает, вспоминая о том, как на факультете «Организация движения» родного учебного заведения её готовили к профессии дежурного по станции. А в Орехово-Зуево, где ей была предложена должность дежурного по парку, пришлось заниматься малознакомыми обязанностями. Сложно было? Не то слово. Но выбора не оказалось, – пришлось пройти и через это, вникая в секреты профессии самостоятельно. Может быть, благодаря и таким постижениям сегодня всё, чем ей приходится заниматься на рабочем месте, доставляет этому большому специалисту удовлетворение.
А ещё коллеги Татьяны Николаевны в один голос отмечают, что надо видеть, как, работая в смене с молодыми дежурными по станции, та и опекает, и контролирует их действия. Как никто, она способна обучать, а заодно подстраховывать начинающих диспетчеров от возможных ошибок ещё и потому, что отлично помнит, какой ценой ей давалось постижение этих азов.
Факты
Станционный диспетчер станции Орехово-Зуево Московской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» Татьяна Диденко за время работы на этом посту награждалась почётной грамотой Министерства транспорта РФ, именными часами президента ОАО «РЖД». По результатам 2012 года станционному диспетчеру Татьяне Диденко присвоено звание «Диспетчер первого класса». В нынешнем году коллектив станции снова выдвинул её кандидатуру на соискание этого звания.
Автор: Владимир Горелкин
Forum with id 24 is not found.