Артём Володин с помощником машиниста Алексеем Нестеровым были прикомандированы для работ на Нижнекамском участке. Ежедневно, в течение двух недель, они на грузовой служебной автомотрисе «АСГ-30» по графику развозили железнодорожников по рабочим местам.
В тот день, как обычно, выехали по маршруту Бугульма – Альметьевск. На втором километре перегона Акбаш – Аккуль, бригада монтёров пути производила ремонтные работы по выправке пути. В нарушение правил безопасности путейцы не отгородили, как положено, участок работ, не выставили предупредительные знаки и сигналиста.
«Бригаду путейцев мы заметили в последний момент, когда выходили из кривого участка, – рассказывает Артём Володин. – Оценив ситуацию, сразу принимаю решение применить экстренное торможение. Ситуация усугублялась тем, что служебная автомотриса как раз съезжала с уклона и набирала скорость. Остановить 46-тонную махину очень непросто».
Бригадир пути тоже не сразу увидел надвигающуюся опасность, но, поняв, что происходит, размахивая флажками побежал к ничего не подозревающим путейцам. Практически, все монтёры пути в тот момент находились в колее и занимались укреплением балласта шпалоподбойками. Сигналы машиниста заглушал шум работающей передвижной электростанции.
Служебная мотриса остановилась в считанных метрах от путейцев, аккурат на том пикете, где они ремонтировали путь. Только тогда они заметили многотонную технику и, побросав инструменты, разбежались в стороны.
«Вызываю по рации поездного диспетчера, а он меня не слышит, участок там глуховатый, – вспоминает Артём. – Тогда удалось связаться с дежурным по станции Акбаш. Сообщил ему о применении экстренного торможения, зафиксировал происшествие в книге замечаний машиниста».
Вечером того же дня на разборе с участием руководства Куйбышевской дирекции управления движением действия машиниста Володина были признаны не только правомерными, но и профессиональными.
«Помогла кассета регистрации, установленная в комплексном локомотивном устройстве безопасности (КЛУБ) на железнодорожном подвижном составе, – пояснил Артём Николаевич. – С помощью расшифровки удалось восстановить истинную картину происходящего».
За предотвращение возможной трагедии машинист Володин был удостоен денежной премии, которую он по собственной инициативе поделил с помощником.
Уже на следующий день, выезжая на маршрут, машинист с особым вниманием осматривал перегон Акбаш – Аккуль, включил даже на всякий случай видеокамеру в телефоне. К счастью, урок для путейцев не прошёл даром, поодаль от ремонтных работ, возле неохраняемого переезда, стоял сигналист в оранжевом жилете с поднятым флажком в руках, согласно требованиям инструкции. О приближающемся поезде бригада путейцев узнала своевременно.
Как признаётся Володин, такой случай в его семилетней практике произошёл впервые. Дважды приходилось применять экстренное торможение по станциям Цильна и Нурлат, но преградой на пути в обоих случаях оказывались не люди, а животные.
«По-человечески жалко монтёров пути, которые из-за своей халатности лишились премии, но, согласитесь, это гораздо лучше, чем лишиться жизни», – справедливо рассудил Артём.
На железную дорогу Володина привёл тесть - тоже машинист мотовоза СПМС-330. Но, прежде, пришлось поработать монтёром пути в Ульяновской дистанции. Наставником у него был человек известный – тогда дорожный мастер, Почётный железнодорожник Валентин Лысов.
«Артём оказался учеником способным, трудолюбивым, путеец из него вышел бы классный. Но он решил стать машинистом мотовоза. Что поделаешь, отпустил с болью в сердце», – признался Валентин Викторович.
В 2010 году Артём Николаевич сдал соответствующие экзамены и устроился в СПМС-330.
«Мне нравится управлять любой специализированной техникой, но больше работаю на мотовозах «МПТ-4» и «МПТ-6», – рассказал Володин. – К каждой технике нужен свой подход и уважение, если хотите. Не скрою, поначалу дрожь брала, но со временем привык, – наставник был хороший – машинист Александр Букин. А теперь вот уже и сам стал наставником – «обкатал» двух молодых помощников машиниста. Также интересно изучать новые машины, оборудованные современной системой электроники, бортовыми компьютерами. Главное в нашем деле – уверенность, не теряться в сложных ситуациях, действовать строго по инструкции».
Надо отметить, что Артём Володин стал одним из первых, кто освоил мотовоз «МПТ-6» с современным прибором безопасности «Клубом УП».
Автор: Александр Савенков