Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Механик широкого профиля

Механик широкого профиля

Франц Шкура , механизатор производственного участка «Охта» Ленинград-Финляндской механизированной дистанции погрузо-разгрузочных работ (МЧ-5)

Первым его экзаменом на «железке» стал допотопный погрузчик ТЛ-3 на базе гусеничного трактора Т-74. Новичку, как водится, дали практически выработавшую свой моторесурс технику: хочешь работать – доводи до ума. Франц Станиславович до сих пор помнит тот первый погрузчик: «Собрал из трёх «подзаборных» один!» В ту пору, нужно заметить, ему и 23-х не было. Можно себе представить, как удивились пожилые опытные механизаторы техническому творчеству совсем ещё молодого человека!


Спустя какое-то время Шкура получил погрузчик после капитального ремонта, который, однако, тоже пришлось весь перебрать, прежде чем запустить в работу. Так с самого первого дня своей железнодорожной биографии он приобрёл реноме специалиста, которому можно доверить любую технику.  «В основном водители погрузчиков – это «водилы», – констатирует начальник городской товарной станции Санкт-Петербург-Финляндский Александр Каменский.– Если что-то сломалось – не их дело разбираться и ремонтировать. А Франц Станиславович неполадку найдёт и устранит, хотя в прямые обязанности механизатора это не входит. Он делает всё, что требуется, и ещё сверх того». Именно поэтому каждый новый погрузчик, который приходит на станцию, отдают Шкуре. Тот его изучает, осваивает. А потом, на правах спеца, стажирует механизаторов бригады. И уже давно никто не удивляется компетенциям Франца Станиславовича. Ясно, что призвание у человека такое – любить и понимать технику!


...После восьмого класса, послушавшись уговоров родителей, он собирался пойти в девятый, чтобы получить полное среднее. Уже и учебники купил. А в середине лета резко, как будто что-то толкнуло в грудь, развернулся и пошёл в помощники тракториста. Техника и настоящая работа – это то, что было нужно 16-летнему пареньку. Доучиваться пришлось позже в вечерней школе, без отрыва от производства.  Но Франц Станиславович никогда не пожалел о том поступке. До сих пор, как только наступит весна, мерещатся ему бескрайние поля, зелёные холмы. Село в Хмельницкой области, где он родился, так и называется – Зелёное. А ещё там две реки, Збруч и Южный Буг, и 12 прудов…


История о том, как он поменял много маленьких водоёмов на берега одной большой Невы, – ещё одно свидетельство решительности Франца Шкуры. До армии он работал в колхозе и после службы вернулся домой. Но вот ведь бывает: приехала к соседям родственница из Ленинграда, и… как будто что-то толкнуло в грудь! После трёх дней знакомства Франц предложил Татьяне руку и сердце, а через две недели их расписали в сельском совете. И об этом выборе он тоже никогда не пожалел. Когда человек слушает своё сердце, ему редко приходится раскаиваться.


Но вот на производственный участок «Охта» Ленинград-Финляндской механизированной дистанции погрузо-разгрузочных работ (МЧ-5) он пришёл просто потому, что там требовались механизаторы и платили хорошо. К тому же недалеко от дома на Свердловской набережной, где молодые жили с матерью Татьяны. Работа была сдельная, выходило 300–400 рублей в месяц – в два раза больше, чем на заводе. На станцию Дача Долгорукова прибывали инертно-строительные грузы в адрес нескольких получателей, самый крупный из которых – АБЗ, асфальтобетонный завод. Выгрузку вагонов по договорам с клиентами вела комплексная бригада МЧ, в которой Франц Шкура был неосвобождённым бригадиром.


– Особенно большие объёмы приходили в 80-е годы, по восемь «вертушек» щебня в день, – вспоминает Франц Станиславович. – И всю эту массу нужно было три раза переработать. Выгрузить из вагонов на повышенных путях, переместить на складскую площадку и потом транспортировать в заводские цеха. За смену перерабатывали три тысячи тонн, и это на старых маломощных погрузчиках! Идёшь домой с работы – руки болят от рычагов, как будто вручную вагоны разгружал. Сегодня техника совсем другая!


Шкура показывает на последнюю модель погрузчика DRESSTA-534, «припаркованную» на грузовом дворе станции Санкт-Петербург-Финляндский: «Польский фронтальный погрузчик, триста тысяч лошадиных сил!» Несколько лет всего работает на этой машине, но успел приложить к ней свою руку. Когда на «Дрессте» полетел глушитель, Франц Станиславович придумал, как и чем его заменить – ресивером от списанного грузового вагона. В снежную зиму 2010–2011 года у него родилось рационализаторское предложение сделать отвал на свой тракторный погрузчик для очистки повышенного пути. А сколько времени и сил уходило на это, когда убирали снег вручную!


Заметно, что техника в хороших руках: жёлтые бока громадной «Дрессты» сверкают свежей краской. «Несколько дней, пока не было работы, приводил машину в порядок, – говорит Франц Станиславович. – Вымыл как следует, покрасил. Как к техосмотру подготовил». На самом-то деле техника у него всегда готова к работе. Масло залито по каталогу. Всё, что нужно, смазано. Освобождённый бригадир Санкт-Петербург-Витебской дистанции погрузо-разгрузочных работ Валентина Ерёмина вспоминает, как однажды отдел материально-технического обеспечения поставил некачественную тормозную жидкость: «Франц Станиславович ни за что не согласился заливать её в погрузчик. Стал доказывать руководителям, что испортим технику. В конце концов заказали ту, что нужно».


Со Шкурой Валентина Александровна работала на Охте больше 20 лет. Считает его Мастером с большой буквы и прирождённым лидером, который может быстро и правильно организовать работу любой сложности.


– Настоящий профессионал, с ним легко, – говорит Валентина Ерёмина. – В 2007–2008 годах на Охту шло столько грузов, что мы три четверти от общих объёмов грузопереработки дистанции делали! Считаю, что только благодаря мастерству, опыту и трудолюбию Шкуры и его сменщика Ивана Попова справлялись. Иногда бывает, что им и «в одно лицо» приходится работать – и за механизатора, и за компрессорщика. Этих механизаторов никогда не приходилось упрашивать совмещать функции. Работа для них на первом месте.


Про Франца Шкуру и Ивана Попова заместитель начальника ГТС Санкт-Петербург-Финляндский Евгений Шульга однажды сказал: «На таких русская земля держится…» Ну и компания «РЖД», конечно. Когда по телевизору выступает кто-нибудь из руководителей ОАО «Российские железные дороги» или сюжет железнодорожный, домашние зовут его: «Иди, тут твоих показывают!» И Франц откладывает на время свои личные дела, чтобы испытать чувство солидарности, сопричастности большому общему делу.


Механизаторы МЧ – как промежуточное звено между перевозчиком и клиентом. Важное и для зарабатывания доходов, и для имиджа компании. Франц Станиславович живёт и работает так, чтобы совесть его не упрекала и перед людьми не было стыдно. Очень переживает, когда про железную дорогу говорят что-нибудь плохое. Находятся же такие, из-за которых страдает честь Российских железных дорог.


Название и конфигурация железнодорожного подразделения, в котором Франц Шкура трудится 35 лет, много раз изменялись и трансформировались. А он остался верен своему месту и профессии. Постоянство – одно из главных свойств его характера. После последней реорганизации – объединения двух питерских дистанций погрузо-разгрузочных работ в одну – площадка «Охта» стала производственным участком городской товарной станции Санкт-Петербург-Финляндский Санкт-Петербург-Витебской МЧ. Зона обслуживания значительно расширилась. Иногда механизаторов посылают на станцию Навалочная выгружать соль. Случается, передислоцируют в Пушкин или Гатчину. Куда пойдёт груз – туда их и пошлют. В настоящее время грузовая площадка «Охта» закрыта, повышенный путь законсервирован. Строительное управление прокладывает на этой территории инженерные сети, и клиенты с Охты ушли. Да правду сказать, и в целом по дистанции погрузо-разгрузочные работы сократились. Это-то и огорчает Франца Станиславовича: «Когда работы много и работа спорится – получаю удовольствие. Без дела я, как алкоголик без водки, мучаюсь...» Жена Татьяна подтверждает: «У него два недостатка. Он не умеет болеть и отдыхать. Всегда какое-нибудь занятие найдёт. И сыновей таких же воспитал». Про своё замужество она говорит без ложной скромности: «Вытащила счастливый лотерейный билет».


Неудивительно, что при всех режимах и разных формах собственности на средства производства Франц Шкура одинаково высоко ценится руководством. Он был и в отличниках социалистического соревнования, и в передовиках отраслевого. Входил в пятёрку лучших механизаторов сети РЖД, доказав своё мастерство на профессиональном конкурсе. Не счесть в наградном формуляре почётных грамот, денежных премий и благодарностей. Получил именные часы начальника дороги и министра путей сообщения. И венец признания – знак «Почётный железнодорожник», которым Франца Шкуру наградил в конце прошлого года президент ОАО «РЖД».

Автор: Галина Морозова


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»